Военное положение в ряде регионов Украины начало действовать 28 ноября. С тех пор прошла почти неделя.
Сам закон, а также налагаемые им ограничения издание Украина.ру уже анализировало. Если вкратце, украинцам могли ввести комендантский час, начать конфискацию авто на нужды армии, а также обязать расквартировывать военных, ограничить их в свободном доступе к информации, есть еще ряд ограничений прав и свобод граждан, например, в проведении митингов и собраний, получении и распространении СМИ и интернета.
Полностью воплотили лишь один пункт статьи 8 закона «О правовом режиме военного положения». Это пункт 6.
«Устанавливать особенный режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движение транспортных средств», — гласит он.
Примечательно, что это право военных администраций, которое те могут реализовывать с привлечением органов исполнительной власти. Но за прошедшее время нет информации о создании хотя бы одной военной администрации в областях, где введен режим военного положения.
Данный пункт был реализован, но гендерно несправедливо: под ограничения попали мужчины из России возрастом от 16 до 60 лет. Россияне этого возраста могут попасть на украинскую территорию лишь для похорон близких родственников, и то потребуется дополнительная справка.
Уравнять россиян с россиянками, обеспечив, таким образом, гендерное равенство и отсутствие дискриминации по половому признаку решили в «Народном фронте».
«Я не вижу смысла вводить ограничения исключительно для мужчин», — заявил народный депутат от данной политсилы Андрей Тетерук, предложив также запретить доступ гражданкам РФ на территорию Украины.
Также президент Украины Петр Порошенко выступил за ограничения в отношении регистрации граждан РФ в областях, где введено военное положение.
Остальные меры, в частности, призыв резервистов, были введены уже не в соответствии с законом «О правовом режиме военного положения», а законом «Об утверждении указа президента Украины «О введении военного положения на Украине».
А именно пунктом 2 этого закона: «В период действия военного положения, определенного отмеченным указом президента Украины, частичная мобилизация объявляется президентом Украины в сроки и объемах в соответствии с угрозами национальной безопасности и обороны Украины».
Пока все новшества, вводимые на Украине, не выходят за границы вышеуказанных пунктов: призываются резервисты, а иностранцам запрещается въезд на Украину.
Украинские СМИ уверяют, что одна из основных статей закона «О правовом режиме военного положения», а именно создание военных администраций, так и не будет воплощена в действительность.
При этом готовится ряд других ограничений. Наиболее радикальные ждут жителей Сумской области, где планируется на въездах и выездах в Сумы и ряд других населенных пунктов установить КПП, ввести квази-комендатский час, а именно ограничение на движение транспорта в однокилометровой зоне госграницы с 18:00 до 6:00 по Киеву (с 19:00 до 7:00 по Москве). Кроме того, введут запрет на аэрофотосъемку и ограничат продажу алкоголя военным и полицейским в ночное время.
В Геническом районе Херсонской области одиозный глава райгосадминистрации Александр Воробьев, отличившийся «призывом демона» у российско-украинской границы, предупредил владельцев гостиниц на Арабатской стрелке, что к ним могут поселить украинских военных.
В Одесской области проведут учения ПВО, а в Запорожской уже запретили ношение военной формы не находящимся на службе. Так что охотникам, дачникам, дворникам и прочим любителям камуфляжа придется несладко.
На удивление спокойно встретили военное положение на подконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей. Там и так война, поэтому никаких новшеств, как заверили местные власти, не планируется.
При этом не ограничено и проведение выборов в областях, где введено военное положение. Как заявил вчера, 3 декабря, спикер Верховной Рады Андрей Парубий, президент Украины внесет законопроект о местных выборах в областях, где введено военное положение.
«Мое личное убеждение состоит в том, что парламент должен разрешить эту проблему и назначить выборы в общины в областях, где действует военное положение», — заявил Парубий.
Так что прямых последствий точного следования букве закона о военном положении на Украине нет.
Но есть последствия от самого факта введения военного положения. Это те ограничения, о которых не говорится в законах, но они есть лишь из-за того, что прозвучали слова «введение военного положения». В первую очередь эти ограничения касаются досуга.
Так, организаторы концертов уже сворачивают свою деятельность в стране, а УЕФА переносит матчи из городов тех регионов, где введено военное положение. Таким образом, без высококлассного футбола остались жители Харькова, где должен был пройти матч «Шахтер» — «Лион». Нет нужды объяснять, насколько местные болельщики благодарны украинской власти за «паническую атаку», которая имеет ярко выраженные политические корни.
В общем и целом пока существенного ограничения прав и свобод нет. Но до конца военного положения осталось три с лишним недели. Нет таких осложнений для жизни украинцев, которые бы не смогли ввести политики за весьма короткое время. Да и само военное положение можно продлить. Так что расслабляться украинцам пока не стоит.
Особенно это касается православных. Введенное военное положение позволяет быстро и без особых проволочек запрещать массовые акции. После того как в стране ввели режим ВП началась беспрецедентная атака на Украинскую православную церковь: помимо проблем с Почаевской лаврой, которую начали отбирать у УПЦ, сотрудники спецслужб нагрянули к настоятелю Киево-Печерской лавры, митрополиту Вышгородскому Павлу, позже стало известно об обысках у священников Украинской православной церкви в Житомирской области. Параллельно с этим идет информационная накачка против канонической православной церкви. Раньше церковь могла демонстрировать свою силу в том числе и массовыми крестными ходами. Так, летом 2016 года — после очередной волны гонений — УПЦ провела настолько многочисленный крестный ход, к которому присоединились все регионы Украины, что власти до поры до времени оставили ее в покое.
Теперь подобные акции, которые к тому же привлекают внимание СМИ за рубежом, попросту невозможны. В стране, пускай и в отдельных ее регионах, военное положение, общество стращают военной угрозой. Регионы, где позиции УПЦ, невзирая на все давление, по-прежнему самые сильные, как раз и являются теми областями, где введено военное положение. Так что направить оттуда людей в Киев на протесты церковь тоже не сможет.
Насторожиться стоит и политическим противникам Порошенко: законы о военном положении прописаны настолько неоднозначно, что запрет на массовые мероприятия может распространяться не только на регионы, где введен соответствующий режим. Иными словами, теперь вывести людей на тот же киевский майдан Незалежности может не получиться, не говоря уже о главных площадях в регионах, где введено военное положение. Стоит отметить, что последние — самые нелояльные для нынешней власти регионы, где к протестам разрешенной оппозиции может присоединиться большое количество людей. Тут досталось и националистам. К примеру, в Херсонской области сторонники погибшей активистки Екатерины Гандзюк теперь не смогут организовать массовую акцию протеста против бездеятельности местной государственной администрации: в области введено военное положение. И хоть о запретах на акции пока никто не говорил, теперь у местных властей есть все основания без объяснения причин отказывать в проведении митингов и собраний. Достаточно прикрыться военным положением, которое затрагивает и Херсонскую область.
В общем, дивиденды от военного положения Порошенко все же получил. Также следует помнить, что это инструмент, который может быть использован в любое время.