В конце нынешнего лета, 28 августа, президент Петр Порошенко во время совещания с руководителями зарубежных дипломатических учреждений страны заявил, что прогнозирует активизацию гибридной войны России против Украины с приближением выборов и настаивает, что Украина должна готовиться к этому, приняв законы об ограничении пропаганды в социальных сетях.
Глава государства заверил дипломатов, что РФ «не упустит ни одной возможности, чтобы посеять сомнения среди граждан в завтрашнем дне и усталость от европейского выбора».
«Уже сейчас ведущие ИТ-компании фиксируют создание тысяч фейковых аккаунтов с российскими корнями. Россия готовится к новой мощной манипулятивной кампании. Мы должны быть готовы дать отпор», — заявил гарант конституции.
Президент поручил послам изучить опыт других стран по предупреждению информационных атак РФ и противодействию им и подчеркнул, что новое регулирование, которое необходимо разработать Украине, должно обеспечить баланс между национальной безопасностью и свободой слова.
Кроме этого депутаты опять хотят протолкнуть скандальный законопроект № 6688 о цензуре в интернете, разрешающий внесудебную блокировку сайтов. Притом что 16 мая прошлого года Порошенко подписал указ, который накладывает санкции на ряд российских IT-компаний, в том числе разработчиков программного обеспечения. Также документ обязал всех провайдеров заблокировать доступ к ряду российских интернет-сервисов, включая «Яндекс», «ВКонтакте», «Одноклассники».
СБУ продолжает выискивать на заблокированных сайтах неблагонадежных украинцев и открывать против них уголовные дела. Хотя понятно, что никакого отношения блоги и посты реальных украинских интернет-пользователей к декларируемому президентом «вмешательству Кремля» не имеют.
Срок за репост
Слесарь металлургического комбината имени Ильича из Мариуполя получил срок за репост сообщения в социальной сети «Одноклассники». В марте 2017 года он на личной странице выставил публикацию группы «Антимайдан (Юго-Восток)» с подписью: «Хватит кормить Бандеру и Киев. Юг и Восток — присоединяйся к России». Это не прошло незамеченным. Сотрудники СБУ тут же обвинили слесаря в попытке нарушить территориальную целостность Украины.
На суде мужчина объяснил свой поступок тем, что его волновала ситуация в Донбассе. Фразу он посчитал правильной, поэтому и сделал репост. Но суд счел, что мужчина «умышленно, из политических и идеологических побуждений распространил материалы с призывами к совершению умышленных действий с целью изменения границ территории и государственной границы Украины». Мариупольца приговорили к трем годам лишения свободы с испытательным сроком в один год. Также с мужчины взыскали 1001 гривну за экспертизу его репоста.
А жительницу Северодонецка собираются судить за то, что она, по данным СБУ, в 2014-2016 годах состояла в ряде антиукраинских групп в соцсети «ВКонтакте» и якобы призывала к признанию «независимости ЛНР». Кроме этого девушка выступала за присоединение части Украины к Российской Федерации.
По данным прокуратуры, проведенные экспертизы подтверждают публичность призывов, поскольку «они распространялись пользователем в социальной сети, которая доступна широкому кругу пользователей, являются открытым обращением к неопределенному, но значительному кругу лиц, населению и склоняют к определенным действиям». А за это полагается тюремный срок — реальный или условный.
Жительницу Мелитополя, уроженку Воронежской области Татьяну Дюнину приговорили к трем годам лишения свободы. Основанием стали репосты публикации «Юго-Восток, за мной, в Россию» 27 марта 2014 года в социальной сети «ВКонтакте», а также тексты из сообщества «Новости Донбасса»: «Ты этого хочешь? Да, именно этого хотят новороссы и малороссы на Украине. Мы, русские Украины-Руси — часть единого «русского мира». Сознательная нерусь нам не указ».
Судебная лингвистическая экспертиза установила, что тексты призывали жителей Юго-Востока Украины к действиям, которые привели бы к присоединению этой части Украины к России. Кроме этого публикации якобы призывали к созданию страны «Малороссии» на территории Украины.
Особо опасные соцсети
Активно искать «предателей» в интернете СБУ начала не так давно. Как хвастались в ведомстве, с января 2017 года открыто 28 уголовных производств за распространение призывов к насильственному свержению конституционного строя или захвату власти — преступление, предусмотренное статьей 109 Уголовного кодекса Украины: против администраторов сепаратистских групп, которые действовали в Киеве, Черкасской, Житомирской, Закарпатской и других областях. По данной статье вынесли более 50 приговоров, из них 36 связаны с распространением призывов через социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники».
За прошлый год открыли еще несколько десятков уголовных дел в отношении украинцев, которые в соцсетях делали репосты статей или же лозунгов, которые, по мнению спецслужб, призывали к нарушению территориальной целостности страны. При этом, по данным СБУ, около 70% всех приговоров, связанных с публичными заявлениями, были вынесены за высказывания в соцсети Facebook.
Не меньше спецслужбы интересуются и теми, кто в соцсетях призывает к захвату власти. В январе 2017 года ужгородский музыкант прокомментировал пост в Facebook-группе «Пересичка «Ужгород» с призывом собраться на митинг под Закарпатской облгосадминистрацией.
«Если хотите порядка, то надо брать всем в руки оружие и валить ту всю братию, если нет, то зачем эти призывы», — написал музыкант в комментариях.
И поплатился: комментарий расценили как призыв к захвату власти, парня приговорили к трем годам условно.
Не ускользает от зоркого взгляда спецслужб и то, как украинцы оценивают в соцсетях чьи-то статьи и высказывания. В феврале 2016 года житель Сумской области получил срок за то, что его страница в Facebook насчитывала 2 тысячи подписчиков и была приравнена к средствам массовой информации, а он там сам писал и распространял статьи, которые СБУ расценила как призывы к смене власти и нарушению территориальной целостности.
Что касается ответственности за лайки, то прямо она законами не предусмотрена, но следствие всегда учитывает количество лайков под публикацией в соцсетях и может расценить это как отягчающее обстоятельство.
Так, в Херсонском городском суде рассматривается дело местного предпринимателя, которого обвиняют в призыве к свержению власти в видеоролике с критикой правительства, который он разместил в Facebook.
В ходе следствия проанализировали не только содержание самого видео, но также количество его просмотров, репостов, лайков и комментариев. Следствие подсчитало, что видео просмотрели 271 раз, сделали 4 репоста и поставили 31 лайк. Следователь пришел к выводу, что призывы к свержению власти были услышаны и одобрены населением, что подтверждает состав преступления — призыв к свержению конституционного строя.
Рот на замок
Юристы объясняют, что публичный призыв к изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности и распространение материалов с такими призывами — разные вещи. И ответственность за них должна быть разной.
Публичным призыв считается, когда его слышат по меньшей мере три-пять человек. Распространение материалов, информации через интернет, листовки, газеты и так далее не является призывом. Но для следствия и украинского суда не существует разницы, написал человек пост о смене конституционного строя или же просто переопубликовал чужой пост на своей странице.
«Проблема в том, что в суде, даже если человек и докажет, что сделал репост написанного кем-то материала или же призыва, это не является аргументом. Ему все равно дадут срок. А точнее, прокуратура предложит заключить мировую: то есть гражданин признаёт свою вину, раскаивается и за это получает условный приговор суда.
В выгоде остаются силовики — у них показатели по раскрытым преступлениям и статистика по судебным приговорам, что показывает, что, дескать, свой хлеб они едят не зря», — рассказывает изданию Украина.ру адвокат Сергей Зайцев.
Более того, как считают юристы, большинство подобных дел СБУ открывает по сигналу «неравнодушных граждан», которые попросту доносят. В то же время подобные дела автоматически закрывают рот украинцам, которые начинают бояться публично, в социальных сетях, высказывать свою точку зрения, не совпадающую с политикой нынешней власти.