Большой куш: Азовские и черноморские пираты заставили мирное население затаить дыхание - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Большой куш: Азовские и черноморские пираты заставили мирное население затаить дыхание

© Фото : кадр фильма "Пираты XX века"
Читать в
Осенью 1978 года, 40 лет тому назад, в Советском Союзе вступил в силу документ большущего, можно даже сказать, непреходящего значения. После длительных сомнений, споров на различных уровнях, многочисленных согласований по Спорткомитету СССР разошлось распоряжение «О развитии борьбы карате в СССР»

Фильм Маленькая Вера
Маленькая эротика времен большой безнадеги30 лет тому назад, в 1988 году, на экраны Советского Союза ворвалась «Маленькая Вера» - один из самых знаковых и эпатажных фильмов перестроечного периода
Экзотическое восточное боевое искусство, понятно, к тому моменту уже изрядно просочилось на просторы страны, никакой занавес не мог помешать обаянию голого кулака, способного раздробить кирпич. Карате бодро осваивали в спецподразделениях КГБ, МВД, ВДВ. Но самое главное, на свой страх и риск, дерзкие самоучки отрабатывали приемы рукопашного боя подпольно — в подвалах и гаражах, используя невесть как попавшие из-за кордона в СССР учебные пособия.

Легализация карате — это был, конечно, существенный прорыв, революционный даже. Ажиотаж вокруг первых турниров с участием самодеятельных бойцов был таким, что сегодня в это даже сложно поверить. Желающих записаться в немногочисленные секции, на которые все равно официальные органы посматривали с подозрением, было превеликое множество.

Но действительно сшибающий с ног интерес к карате сотряс Советский Союз летом 1980 года. Исключительно благодаря упомянутому выше указу, стало возможным появление на свет культового, самого кассового в истории советского кинематографа боевика «Пираты ХХ века».

Сюжет ленты был прост и гениален: плохие парни решили захватить где-то в Юго-Восточной Азии корабль с грузом опиума, который транспортировался во Владивосток для нужд фармацевтической промышленности, хорошим парням это не понравилось, и они героически восстановили попранную справедливость. При этом, обе стороны использовали невиданные ранее приемы. Битком забитые зрительные залы следили за действием, затаив дыхание.

«Пираты ХХ века» были сняты быстро, всего-то за весну-лето 1979 года, Ялтинским филиалом киностудии имени Горького. В основу фильма были положены реальные события с захватом итальянского суда, перевозившего уран.

© скриншот с фильма "Пираты XX века"

Эта история впечатлила Станислава Говорухина, который, наверняка, стал бы режиссером фильма, если бы в это время не был занят в другой кинокартине, тоже, заметим, обреченной на успех — «Место встречи изменить нельзя».

Говорухин выступил одним из соавторов сценария «Пиратов ХХ века». Вторым стал его друг, уроженец города Славянск Донецкой области Борис Дуров, который взял на себя и миссию режиссировать кинокартину.

Это был не первый опыт совместной работы Говорухина и Дурова, например, они создавали знаменитую сагу об альпинистах «Вертикаль» с Владимиром Высоцким в главной роли. Но, конечно, «Пираты ХХ века» по своей популярности превзошли и этот, и многие другие фильмы.

Начало действия, где на советский корабль в одном из далеких азиатских портов грузят опиум, был снят на 5 причале порта города Жданов (ныне — Мариуполь). Иностранные машины и надписи, чужие, ненашенские лица — все это удалось создать в приазовском рабочем городе. Причем, кинематографисты так славно постарались, что создавалась даже иллюзия липкой тропической ночи. В общем, очень убедительная сцена вышла, интригующая.

И еще один важный эпизод был снят в Жданове, на фоне азовских волн. Это тот самый фрагмент, когда боцман Матвеич потрясает публику виртуозным владением нунчаками и легким движением ноги ломает отнюдь не такие уж и тонкие доски. Нунчаки впервые в этом фильме замелькали для широкой советской аудитории.

Сколько потом мальчишки изготовили этих приспособлений из хоккейных клюшек, труб и обычных палок, сколько люстр разбили в «хрущевках» и синяков наставили на собственных ребрах — не сосчитать. На экране же все выглядело чарующе и завораживающе. Что и понятно, в образ боцмана преобразился Тадеуш Касьянов, один из первых каратистов СССР, позже ставший президентом Всероссийской федерации рукопашного боя и традиционного карате.

© скриншот с фильма "Пираты XX века"

Репродукция иллюстрации художников Кукрыниксов
Одесское наследство: поляки набросились, нацисты добавили, шведы покуражились, бразильцы добилиЗнаменитый советский плутовской роман «Двенадцать стульев» был опубликован 90 лет тому назад, пережил множество экранизаций, где угодно, но только не на родине
Положительных героев фильма было просто определить по внешним показателям — благородные лица, крепкие торсы, правильные поступки. Для Николая Ерёменко — младшего роль боевого старшего механика Сергея стала звездным часом. Он мгновенно превратился в явление, которое несколько позже, уже изрядно наглотавшись тлетворного влияния запада, стали называть «секс-символом». Капитан корабля в исполнении Петра Вельяминова элегантен, смел, эрудирован, умеет принимать решения, причем, в трудную минуту тоже… Остальные члены экипажа тоже смотрятся достойно.

Пираты, как водится, являли полнейшую противоположность советским морякам. Благо, СССР был огромной страной и этнически пестрой. Любой типаж для кино найти не составляло особого труда. В данном случае был необходим хладнокровный восточный убийца. В этот образ дивно вписался Талгат Нигматулин, актер и каратист. Пиратского капитана непонятной национальности, но по всему видно — точно вражину — исполнил эстонец Арен Рейно. Собирательный типаж косматого бандита без рода и племени легко монтировался с Владимиром Епископосяном. Даже островитян с глухих тихоокеанских островов играючи нашли в Симферопольском мединституте.

Отсняв пару-тройку сцен в Жданове, съемочная группа взяла курс на Крым, там была зафиксирована для публики и истории львиная доля сюжета самого кассового советского боевика. Новый Свет, Коктебель, Тарханкут стали площадками, на которых развернулись нешуточные тихоокеанские страсти. Был задействован и открытый бассейн, известный каждому, кто когда-либо останавливался в отеле «Ялта-Интурист». Там были собраны якобы корабельные помещения, по которым герой Николая Еременко самоотверженно плыл спасать женщин, наверняка всем этот эпизод памятен.

Надо сказать, что из Жданова в Крым съемочная группа добралась по морю, на двух кораблях, которые были задействованы в лихой приключенческой киноленте. Сухогруз, фигурирующий в фильме под названием «Нежин», на самом деле назывался «Фатеж». Остались воспоминания, что его капитан с особой нежностью отнесся к актерам и каждый день кормил их от души, так что у некоторых даже появились проблемы с лишним весом. А пиратский корабль с торговым названием «Меркурий» сделали из судна «Адмирал Лунин», которое являлось учебным бортом Рижской мореходки.

© скриншот с фильма "Пираты XX века"

Рушник
Праздник главного полотенца Украины: Егоза в кепке, сталинские хоромы и романтика на крыше вагонаОдной из самых популярных песен на украинском языке исполнилось 60 лет. Она впервые прозвучала в фильме, который известен публике гораздо меньше, чем содержащаяся в нем музыкальная композиция
Чего там говорить, важные корабли для нашего кино, знаковые. А вот судьбы их после участия в съемках «Пиратов ХХ века» сложились печально. «Фатеж» был в свое время построен на судоверфи в ГДР, а завершил свой поход в 2009 году в Индии, проданный на металлолом. Собранный в Болгарии «Адмирал Лунин» позже был тоже продан, но в Грецию. Затем на нем подняли флаг Гондураса и переименовали в «Гейм Бой». Подумать только, гондурасский «Гейм Бой», а был гордый «Адмирал Лунин»…

Похоже, корабль не вынес такого позора и при довольно странных обстоятельствах взорвался и пошел ко дну в 1999 году. Но мы-то их никогда не забудем, корабли гордой советской действительности и шальной пиратской романтики…

Хороший фильм получился, и поучительный. Сколько карате не осваивай, сколько за оружие не хватайся, а победит все одно тот, на чьей стороне правда и справедливость. Так, во всяком случае, настаивал советский кинематограф.

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала