В Киеве на Лукьяновском кладбище на специально оборудованной аллее почетных захоронений будут собирать останки выдающихся украинцев, похороненных за границей. Строительство киевская власть планирует начать в следующем году и закончить к 2020-му.
Ориентировочный бюджет проекта — 20 миллионов гривен (около 40 миллионов рублей). Там будут покоиться не только литераторы и ученые, но и бойцы УПА, хотя некоторых из них к Киеву не имеют никакого отношения.
Кладбище-музей
По информации начальника отдела учета и сохранения мест памяти Института национальной памяти Павла Подобеда, за пределами Украины находится более 250 тысяч захоронений представителей украинской военно-политической эмиграции, деятелей науки и культуры. При этом многие могилы могут в ближайшее время ликвидировать, чего украинская власть позволить не может.
В этом году в Праге на Ольшанском кладбище могут принудительно эксгумировать останки драматурга, одного из основателей современного украинского модерного театра Спиридона Черкасенко; общественного деятеля, педагога Арины Ефремовой-Дурдукивской; инженера-строителя Александра Ярошевского.
По чешским законам, после погребения родственники или друзья умерших должны платить ренту за место на кладбище, размером в 20 тысяч чешских крон на 10 лет (примерно 40 тысяч рублей). Если этого не происходит, могилу освобождают для других, чьи родственники в состоянии заплатить. Таким образом в Праге едва не сравняли с землей могилу поэта Александра Олеся, умершего в 1944 году. Ренту за его могилу по собственной инициативе платил поклонник его творчества, гражданин Чехии и выходец из Украины Владимир Михайлишин. Но недавно Михайлишин умер, и его сын захотел похоронить отца в могиле Олеся — это тоже не запрещено.
Останки поэта и его супруги Веры Кандыбы перевезли в Киев. Именно тогда возникла идея свезти в Киев прах усопших украинцев, но не всех, а только «выдающихся» — попавших в составленный институтом нацпамяти список. А киевская мэрия выделит миллионы из городского бюджета на обустройство аллеи на Лукьяновском кладбище. Строительство должны начать уже в этом году, а закончить планируют в 2020-м. При этом в планах — создать колумбарий и построить новое админздание с музеем, где посетители смогут узнать больше о выдающихся перезахороненных личностях.
По сути, на кладбище хотят сделать музей.
Место только для избранных
Вопросом занялось и министерство культуры Украины. По информации ведомства, в Мюнхене в последний момент удалось спасти могилу полковника армии УНР (Украинской народной республики) Николая Шраменко, надгробие которого уже снесли. Минкульт нашел спонсоров — благотворительный фонд, который внес оплату.
Сейчас институт нацпамяти занят розыском во Франции могилы командира первой Запорожской бригады армии УНР (Украинской народной республики) Ивана Дубового, которого хотят перезахоронить на Лукьяновском кладбище.
Но, как отметил директор института нацпамяти Владимир Вятрович, только достойных и почетных украинцев перезахоронят на Украине.
«Часть — из соображений их вклада в украинскую историю, часть — из-за того, что могилы могут быть под угрозой и нет других возможностей для решения проблемы. К примеру, когда просто ликвидируют кладбище и, соответственно, ни одна доплата и опека не помогут», — заявил Вятрович.
Такие могилы, по его данным, разбросаны по всему миру — во Франции, Канаде, США, Южной Америке. Представитель ОУН Богдан Червак уже заявил, что в Роттердаме (Нидерланды) — под угрозой могила первого председателя ОУН Евгения Коновальца, видного деятеля украинского националистического движения 1920-1938 годов, участника Первой мировой войны и Гражданской войны на Украине. Коновальца 23 мая 1938 года в Роттердаме убил сотрудник НКВД Павел Судоплатов.
Но основная задача, которую преследуют Вятровичи и иже с ними — перевезти в Украину останки лидера ОУН-УПА и приспешника фашистов Степана Бандеры, на которого молится украинское правительство. Но дело это не из легких: прах Бандеры еще как минимум десять лет будет покоиться на кладбище в Мюнхене. Родственники заплатили за захоронение — 3 тысячи евро на 10 лет. Хотя еще прошлой осенью жители села Старый Угрынов на Ивано-Франковщине, в котором родился Бандера, предложили перевезти прах на родину. Но проживающие в США потомки отказались от перезахоронения Бандеры на Украине, считая, что это должно произойти тогда, когда здесь построят Пантеон славы воинов УПА.
При этом ушлые украинцы начали собирать деньги с патриотов — на могилу Бандеры. Под соусом, что за ней якобы не ухаживают и могут снести.
Пляски на костях
Подобные гуманитарные идеи властей бывают эффективны, если первые лица государства успешны в социальном, военном, экономическом, дипломатическом плане. Тогда подобные идеи не вступают в резонанс с окружающей действительностью, говорит в комментарии изданию Украина.Ру политолог Андрей Золотарев.
«А так эти начинания киевской власти будут работать на узкую группу национал-патриотов, для которых это является значимым и важным. Абсолютное большинство будет встречать это или равнодушно, или негативно. Люди прекрасно видят, что город (Киев) находится на грани техногенных катастроф, что показали недавние ливни, элементарно не решена проблема ливневок, не говоря уже о более серьезных вопросах. В этих условиях люди будут указывать на то, что деньги тратятся не на то, что нужно», — подчеркивает Золотарев.
Даже потомки Бандеры, отказавшиеся перевозить прах усопшего в Украину, разглядели, что если они это сделают — это будут только политические пляски на костях, считает политолог.
«Уверен, что прах всех 250 тысяч покойных украинцев, похороненных за рубежом, они не привезут. Но они проведут среди них жесткий отбор. Жаль, что список еще не готов, чтобы можно было глянуть на «достойных»», — отмечает Андрей Золотарев.