Морской бой отменяется: Почему Украина и Россия не начнут торговую войну в Азовском море - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Морской бой отменяется: Почему Украина и Россия не начнут торговую войну в Азовском море

Читать в
Российские пограничники начали усиленный досмотр иностранных судов в Керченском проливе. Украина тревожится о нормальной работе порта Мариуполя, однако на деле вряд ли все зайдет настолько далеко

Российские пограничники начали усиленную проверку судов в Керченском проливе. Первыми об этом сообщили их украинские коллеги.

«Отметим, что никаких замечаний при этом не следует, однако россияне начали жесткую политику задержания и досмотра судов, следующих в сторону Украины», — заявили в Государственной пограничной службе Украины.

Ситуация в Мариуполе
«Взгляд»: Россия способна наказать Украину за пиратство еще сильнееПорт Мариуполя останется без работы, если Россия «закупорит» Азовское море

Там назвали некоторые остановленные российскими пограничниками суда, среди которых были корабли под флагами Болгарии, Панамы и Италии.

Позже в самом Пограничном управлении ФСБ России по Республике Крым прояснили ситуацию.

«Проверки иностранных морских судов проводятся в соответствии с международным морским правом, замечаний и претензий со стороны иностранных судовладельцев к российским пограничным органам не поступало. Работа органов ФСБ России на данном направлении обусловлена необходимостью предотвращения попыток проникновения лиц, причастных к международным террористическим и экстремистским организациям, незаконных мигрантов, контрабандного перемещения на территорию нашей страны оружия, боеприпасов и т.д., обеспечения безопасности мореплавания, а также строительства Крымского моста», — заявили там.

Однако Украину это не успокоило. Некоторые эксперты и вовсе заявили, что РФ может заблокировать транзит грузов в Мариуполь, что фактически остановит работу порта в этом городе.

В ситуации разбирался корреспондент издания Ukraina.ru.

Мариуполь может спать спокойно

Украинский экономист Александр Охрименко рассматривает возможность того, что РФ может остановить работу порта Мариуполя, хотя он и уверен, что ничего критического даже в этом случает не произойдет.

«Если Россия де-факто заблокирует Мариуполь — будет плохо, хотя критичного ничего не произойдет», — рассказал Охрименко в комментарии «Взгляду».

Однако на деле это вряд ли случится, ведь заблокировать морской путь в Мариуполь для России — это пойти против международного права.

«Право прохода через Керченский пролив для судов и кораблей Украины как приазовского государства, имеющего действующие порты в этой акватории (Мариуполь, Бердянск), в зависимости от правового статуса этого пролива (не международный или международный) гарантируется нормами либо общего международного права, либо Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Россия не вправе в одностороннем порядке как-либо препятствовать осуществлению судоходства с её стороны. И с этой точки зрения любое нарушение Москвой законных прав Киева по проходу через пролив вдобавок к строительству Керченского моста станет самым приятным подарком для истца по этому иску», — указывал в своей публикации ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Павел Гудев.

С ним солидарен и эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов, который в комментарии изданию Ukraina.ru тоже акцентировал внимание на международном морском праве.

захваченный украиной сейнер «Норд»
Украинский суд перенес дело «Норда» на неопределенный срокСудьба российских моряков остается неопределенной

Кроме того, блокируя Керченский пролив, Россия может нанести удар в первую очередь по своим же позициям в мире.

«Все украинские грузы перевозят суда других стран, в том числе и с украинскими экипажами. Если мы берем конкретно Мариуполь и Азовское море, то грузы с металлом предназначаются в основном Турции, Греции, Италии, Испании. То есть тем государствам, которые или не вводят санкции в отношении России, как в ситуации с «делом Скрипаля», или не стремятся эти санкции активизировать, вводят их символически. Ухудшать таким образом отношения с этими государствами с моей точки зрения Россия не будет», — указывает Попов.

Да и если РФ все же решится на такой шаг, ощутимого урона Украине не будет: по словам Попова, на азовские порты приходится 7% грузооборота украинских портов.

«Эти грузы можно переправить на Одессу, бывший Ильичевск — ныне — Черноморск, Ольвию. Там возникнут, возможно, какие-то проблемы, но не думаю, что они будут непреодолимыми — на Украине спад по сравнению с довоенным временем и думаю, что порты являются недогруженными», — отмечает Попов.

Он также указывает на тот факт, что грузооборот всего водного транспорта на Украине, включая речной с развитым Дунайским пароходством, составляет менее 1% от общего грузооборота.

Таким образом, при наиболее вероятном сценарии развития ситуации мариупольские металлурги и дальше будут отправлять свою продукцию через «родной» им порт, а при наименее вероятном — они также мало пострадают, так как их продукция будет отгружаться через порты черноморского побережья Украины.

А что же рыбаки?

Настоящая причина пограничного обострения в Азовском море между Украиной и РФ — ситуация с «Нордом» — крымским рыболовным судном, которое задержали украинские пограничники. Как сообщают СМИ, украинцы из опасения ответных мер России побаиваются выходить в море. Масла в огонь подливает и тот факт, что и до вхождения Крыма в состав РФ граница между странами в Азовском море не была согласована, море считалось совместно управляемым. Согласно же универсальному правилу «срединной линии» сейчас Украине отходит около трети Азовского моря.

Однако есть одно большое «но»: вопрос Крыма. Украина и большинство государств мира не признают его вхождения в состав России. А значит принадлежность территориального моря (до 12 морских миль от берега) и исключительной экономической зоны (до 200 морских миль) вокруг Крыма России — под вопросом, чем и руководствовались украинские пограничники, «беря на абордаж» «Норд».

При этом, до указанного инцидента Украина и Россия относительно мирно и даже полюбовно решали вопрос с рыболовством в Азовском море.

«Азовское море не было разграничено. Существует договоренность Украины и России о его совместном использовании. Совсем недавно, где-то за месяц-два до инцидента с кораблем «Норд», появлялась информация, что стороны согласовали квоты на вылов рыбы в Азовском море. Фактически договоренность является выгодной для Украины, поскольку ей достается примерно половина. Следовательно, эти договоренности фиксируют такую же ситуацию с выловом, которая была до 2014 года. Россия могла бы заявить, что протяженность ее береговой линии изменилась и поменять квоты на вылов рыбы. Украина, естественно, это бы не признавала. Но вынеся за скобки вопрос Крыма, стороны договорились о таких же правилах рыболовства, как и раньше. Но сам этот факт никак не устанавливает морских границ. Он лишь подтверждает, что стороны рассматривают Азовское море как море общего пользования», — поясняет в комментарии изданию Ukraina.ru Попов.

Однако после «Норда» украинским рыбакам не стоит расслабляться и успокаивать себя мыслью о прошлых договоренностях.

В частности, Погрануправление ФСБ по Республике Крым уже сообщило, что с браконьерами в Азовском море будут жестко бороться.

«Пограничное управление предупреждает, что будет предпринимать все необходимые меры по пресечению браконьерской деятельности, требуя соблюдения российских и международных правил рыболовства, в том числе от рыбаков сопредельного государства, промышляющих в зоне ответственности береговой охраны Пограничной службы. Особое внимание будет уделено соблюдению правил рыболовства в Азовском море — внутренних водах Российской Федерации и Украины», — говорится в сообщении пресс-службы управления.

Празднование 1026-й годовщины Крещения Руси в Киеве
Крым не вернуть, новые гонения на православных, нелегкая судьба «Норда»Обзор главных событий украинской политической недели по версии издания Ukraina.ru

Речь идет о незаконном промысле дельфинов — белобочек и афалин, морских свиней — азовок, которые страдают от деятельности браконьеров.

Однако не исключено, что повышенное внимание российских пограничников ударит не только по промышляющим добычей дельфинов и морских свиней, но и по всем рыбакам.

Первые плоды этой политики уже есть.

«Западнее мыса Тарханкут пограничным сторожевым кораблем «Аметист» … задержано украинское рыболовецкое судно «ЯМК-0041» (порт приписки — Очаков, Украина), осуществлявшее незаконный промысел камбалы-калкан сетными орудиями лова в исключительной экономической зоне РФ», — сообщили сегодня российские пограничники.

Да и остальным украинским мореходам расслабляться не стоит. Как рассказал в комментарии «Взгляду» сенатор от Крыма, член комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Цеков, если раньше к украинским судам относились по-братски снисходительно, то теперь к ним будут подходить со всей строгостью. И вряд ли это порадует Украину.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала