Первый президент объединенного Йемена, одна из главных жертв «арабской весны», герой антисаудовского сопротивления Али Абдалла Салех убит вчерашними союзниками — хуситами, членами шиитского движения «Ансар Аллах», с которыми он сам когда-то воевал. «Лента.ру» вспоминала жизненный путь одного из самых известных лидеров Ближнего Востока.
Али Абдалла Салех родился 21 марта 1942 года в деревне Бейт аль-Ахмар, йеменской провинции Сана. Он принадлежал к племени санхан, части крупнейшей племенной федерации мусульман-зейдитов — хашид.
В те времена единый сейчас Йемен был условно разделен на северную и южную части. В северной, которая называлась Йеменское Муттаваккилийское королевство, правили мусульмане-зейдиты (умеренные шииты), избавившиеся от османского владычества в 1918 году. Понятие «Южный Йемен» появилось в 1967 году, когда ряд колоний Великобритании, объединенных названием Федерация Южной Аравии, получили независимость в рамках единой страны.
В 1958 году Салех пошел на службу в войска северного Йемена, а через два года поступил в военную академию. Отучившись там, он получил звание лейтенанта, и в 1962-м принял участие в военном перевороте, вдохновленном идеями арабского национализма. В стране началась гражданская война: на протяжении восьми лет республиканцы сражались с монархистами и в итоге одержали победу.
Салех воевал в танковых войсках против сторонников свергнутого короля. Монархистов активно поддерживали Саудовская Аравия и Великобритания, республиканцев — Египет и СССР. К 1963-му в северном Йемене было уже более 500 советских военных советников.
В новой Йеменской Арабской Республике Салех дослужился до полковника и командовал механизированной бригадой. В 1977 году президент Ахмад Хусейн аль-Гашими назначил его военным губернатором провинции Таиз. Главу государства убили год спустя, и это был звездный час для Салеха: его назначили одним из четырех членов управляющего страной временного совета. 17 июля 1978-го парламент избрал его президентом.
Оказавшись у руля страны, Салех принялся действовать типичными методами ближневосточного правителя: расставил на ключевые позиции в стране родственников и близких людей. Офицеры, которые планировали заговор против него спустя месяц после выборов, были казнены.
Ближневосточный корреспондент The New York Times Роберт Уорт отмечал, что стиль правления Салеха напоминал мафиозный: местные чиновники кормились за счет страдающего от чудовищной бедности населения и были лично преданы верховному главнокомандующему.
Лучше дружить
К тому времени свободный от британского владычества Южный Йемен превратился в Народную Демократическую Республику Йемен. Единственная откровенно марксистская страна Ближнего Востока, Йемен активно развивал связи с СССР. В 1972 году между Севером и Югом началась война — Север поддерживали саудовцы, не желавшие победы «красной гидры» коммунизма, Юг — Советский Союз. Конфликт не продлился и месяца, заключенное по его итогам Каирское соглашение предусматривало перспективу объединения страны. В 1979-м случился еще один скоротечный конфликт.
В начале 1980-х на общей границе двух стран обнаружили залежи нефти. Взаимный экономический интерес и снижение напряженности позволили в ноябре 1989 года двум лидерам заключить соглашение о демилитаризации границы и возможности ее пересечения при предъявлении лишь внутреннего паспорта.
Советское государство переживало экономические трудности, и помощь йеменским трудящимся прекратилась. Решение проблемы виделось в объединении, и 22 мая 1990 года два государства объединились в одно. Салех стал главой государства, а президент Южного Йемена Али Салем аль-Бейд — премьер-министром.
Была принята относительно либеральная конституция, прошли выборы в парламент, на которых условно «южные» социалисты получили второе место, но подавляющее большинство осталось за северянами. Недовольных этим обитателей юга разъярило и желание выходцев с севера разрабатывать местные нефтяные ресурсы. Южанам казалось, что все это «объединение» — один большой заговор.
На это наложился мощный кризис — правительство объединенного Йемена не согласилось поддерживать американскую антииракскую коалицию, и Саудовская Аравия отправила по домам 800 тысяч йеменцев, работавших в стране. Население Йемена одним махом выросло на семь процентов, вернувшихся пришлось расселять по временным лагерям. Поток денег, высылаемых ими на родину, полностью иссяк.
Нет, лучше воевать
Недовольный всем этим премьер-министр Али Салем аль-Бейд — бывший глава Южного Йемена — отправился в добровольное изгнание. Из-за обнищания страны на фоне кризиса обострились племенные противоречия: конфликты все чаще решались силой. Наконец, южные лидеры объявили об одностороннем отделении от единого государства и создании Демократической Республики Йемен.
4 мая 1994-го началась гражданская война между Севером и Югом (вооруженные силы еще недавно единой страны так и не были объединены). Сепаратистов поддержала Саудовская Аравия и Египет (опасавшиеся силы единого Йемена), северян — США.
За два месяца северяне под командованием Салеха сокрушили южан и взяли под контроль всю территорию страны. Йеменский социализм перестал существовать, для всех воевавших была объявлена амнистия, не коснувшаяся, однако, 16 главных командующих Юга. На фоне победы Салех был переизбран президентом единого Йемена. Позже ему торжественно присвоили звание фельдмаршала.
Memory lane: here is a photo I took of Ali Abdullah Saleh in a polling station in Sana'a on September 23 1999, the day of Yemen's first direct presidential "election." He won with 96% of the vote…. pic.twitter.com/HmECwYX5sT
— Amy Hawthorne (@awhawth) 5 декабря 2017 г.
Война привела к одному примечательному событию: зейдиты, живущие на севере страны, из культурной общности превратились в политическую силу, возглавляемую религиозным лидером Хусейном аль-Хуси. Их по имени вождя и стали именовать «хуситами». К слову, лозунг хуситов, начертанный на их знамени, звучит так: «Аллах велик, смерть Америке, смерть Израилю, проклятие иудеям, победа за исламом».
В 2004-м они решили свергнуть светского лидера Салеха. В Йемене тогда власть делили две партии: светский «Всеобщий национальный конгресс» (ВНК) и исламский «Ислах». «Ислах» состоял из двух крыльев — племенного и радикально-исламистского. Но хуситов никто не поддержал, и их поход провалился.
В 2005-м, подавив восстание, правящий уже 27 лет Салех заявил: больше избираться он не будет, пора дать дорогу молодым. Через год, впрочем, передумал.
На выход
В 2011-м на Ближнем Востоке вовсю бушевала «арабская весна» — местная молодежь требовала демократии, прав, свобод, и старые бессменные лидеры их уже не устраивали. В начале года был свергнут тунисский президент Зин аль-Абидин Бен Али, и йеменская оппозиция попробовала провернуть похожий трюк в своей стране.
Развернулись массовые протесты: Салеха обвиняли в авторитарности, отсутствии демократических реформ и потворстве коррупции. В «Ислахе» возник раскол: племенные лидеры перешли в оппозицию президенту. Пользуясь хаосом, силу набрала террористическая группировка «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (запрещена в России) — США тогда даже признали ее самой серьезной угрозой своей безопасности.
Чтобы утихомирить Йемен, ООН предложила дорожную карту по переходу к мирной жизни. Салех в обмен на иммунитет от судебного преследования передал власть члену правящей партии ВНК, выходцу с юга Абд-Раббо Мансуру Хади. Тот оказался слабым президентом и клубок племенных противоречий распутать не смог.
Салех тем временем улетел в США на лечение, а затем вновь вступил в схватку за власть в стране. Он договорился с хуситами — с которыми совсем недавно воевал — и попытался вернуться на политический Олимп.
Шанс ему представился, когда неумелое руководство Хади дало очередную осечку. Президент добивался кредитного транша от МВФ, однако банкиры поставили ему жесткое условие: отказаться от сверхльготных цен на бензин, субсидируемых государством.
Эти субсидии служили хорошим источником наживы для близких Салеху людей: они покупали топливо и втридорога продавали его за границу. Формально требование МВФ выглядело логично: в 2013-м, например, на субсидии ушло 20 процентов всех бюджетных расходов. Хади дал согласие. Йеменцы были в ярости.
Получив в руки такой мощный козырь, хуситы двинулись на столицу, Сану, и практически бескровно заняли ее 21 сентября. Хади бежал сначала в южный город Аден, а затем в Саудовскую Аравию. Весь север страны был под контролем хуситов и их союзника Салеха.
Решимость и смерть
Хуситы могли бы взять под контроль всю страну — их замешанная на консерватизме, йеменском национализме и местных «скрепах» идеология отлично работала — но в ситуацию вмешалась Саудовская Аравия. Эр-Рияд не мог допустить к власти в Йемене шиитов — они, по мнению саудитов, контролировались ненавистным ему Ираном — и начал против хуситов масштабную военную операцию.
Под эгидой Саудовской Аравии в страну в рамках операции «Буря решимости» вторглись 9 государств (собственно Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Катар, Иордания, Марокко, Египет и Судан). Они пришли на йеменскую землю по просьбе Хади. Коалицию поддержали США с Великобританией.
Несмотря на подавляющее техническое превосходство, саудовцы и их союзники увязли — попытка привлечь на свою сторону местных жителей провалилась, их воспринимают как чужаков и захватчиков, коалиция в хуситских СМИ именуется не иначе как «саудовско-американская». За них воюют или наемники, или радикальные исламисты из «Ислаха».
Что им удалось сделать, так это разбомбить Йемен до практически первобытного состояния: страна потеряла миллиарды долларов, 40 процентов ВВП. Миллионы граждан вынуждены были покинуть свои дома, из-за недостатка питьевой воды в городах и селах свирепствует холера. Хуситы и Салех не отступали.
Конфликт не имел видимого разрешения, и опытный диктатор решил вновь взять ситуацию в свои руки. «Йеменские граждане пытались вытерпеть безрассудство хуситов в течение двух с половиной лет, но я уже не могу. Я призываю братьев в соседних странах прекратить агрессию, снять блокаду. Давайте перевернем эту страницу», — заявил он в телевизионном обращении в субботу, 2 декабря. Сразу после этого лояльные ему армейские части дали хуситам бой.
Трудно сказать, что двигало Салехом — личные амбиции или желание помочь своему народу, но его вчерашние союзники назвали это заявление предательством. Его машину подорвали из гранатомета, тело бывшего президента с пробитой головой пронесли по улицам на одеяле. Президент, признававшийся, что управление Йеменом похоже на танец на змеиных головах, окончательно сошел с политической арены.
Что теперь будет со страной? По версии «Аль-Джазиры», Салех согласовал свои шаги с Саудовской Аравией, которая хочет закончить бесперспективную войну. По данным телеканала, в ОАЭ ждет своего часа Ахмед Салех, сын бывшего диктатора — именно его арабская коалиция хочет объявить легитимным правителем Йемена.
Быть может, именно гибель самого долгоправящего лидера страны откроет для Йемена выход из бесконечной кровопролитной войны и ознаменует новый этап в его истории.
Алексей Наумов