Готов согласиться с пресс-секретарём президента РФ господином Песковым, что не стоит чрезмерно раздувать скандал, могу сопереживать судьбе не хотевшего воевать конкретного немецкого солдата Георга Йохана Рау (описанного в докладе Николая) и даже предположить хитроумие «Газпрома», стремившегося таким необычным способом умилостивить немецких депутатов. Однако проблема значительно шире отдельно взятой истории.
Сочувствуя бойцам 6-й армии вермахта (в 1941 году захватывавших Киев и Харьков), мы как бы реабилитируем их кровавые деяния, а заодно и шедших в их обозах ОУНовцев, оправдываем вторжение и оккупацию. В общественном пространстве РФ наблюдается всё больше целенаправленных вбросов, дескать, оккупация была «не страшной», «Сталин хуже Гитлера», а «бандеровцы — борцы со сталинизмом». Поразительная вещь для страны, в которой бандеровщина изобличается каждый день и по всем каналам.
Изобличается так настырно, что у ковтунов-трюханов-гордонов на территории России образовалась группа заинтересованных слушателей. И пусть это будет всего каких-нибудь пять-десять процентов аудитории, но в итоге — сотни тысяч человек. О проникновении майдан-пропаганды в соцсети и говорить не приходится. Мальчик, печалящийся за уничтоженных солдат 6-й армии вермахта — лишь крохотная песчинка в море своих ровесников, которые выстраивают свои взгляды на мир вне стандартов поднадоевшего официоза. И современной Украине там обязательно найдётся своё отдельное и важное место.
Антироссийская пропаганда работает и не учитывать этот фактор весьма легкомысленно. Украина, как некая альтернатива Российской Федерации, устоялась в общественном сознании и продолжает функционировать. Да, цифры падения чудовищны, но на фоне сияющего Крещатика или уютных львовских кафе этого стороннему наблюдателю не заметно. Работают огромные торговые центры, развлекательные комплексы, толпами хотят красивые девушки, а девушки симпатичней телеведущего Артёма Шейнина. Значит, делает вывод потенциально сочувствующий Украине молодой человек, когда в России ему настойчиво говорят о крахе Революции достоинства — это неправда.
Невзирая на то, что по оценкам рейтингового агентства Moody's, ВВП Украины на душу населения в ближайшее время будет оставаться самым низким среди всех стран СНГ ($2 тыс. в год), украинцы почти научились выживать в условиях бесконечного экономического кризиса. Нынешняя государственность — отказывая в себе в развитии и полностью уничтожив социальную сферу — все же обрела странную желеобразную стабильность. А на страже стабильной нищеты стоят многочисленные силовые и неформальные подразделения, почти не отвлекающиеся на вопросы борьбы с уличной преступностью, но денно и нощно сражающиеся с пророссийской крамолой. Срывы политических выступлений и концертов, цензура книг и иностранных СМИ, запрещённые социальные сети и разгул стукачества — у всего этого беспредела лишь одна цель: «Прочь от Москвы!».
Одновременно, и это очень важно, внутри самой Украины собственно украинскую власть критиковать можно (хоть и в определенных рамках). Пресса полна интриг, скандалов, расследований. Сторонний наблюдатель видит картинку прямо-таки разгула демократии, как в 1937 году многие лицезрели расцвет социализма. Другое дело, что современный террор устраивают именно те, кто больше всего визжал о советском тоталитаризме. Сообщения об арестах, обысках, приговорах стали обыденностью в потоке других новостей: кто-то развёлся, что-то сказали, кого-то арестовали…
Ощущению пусть уродливой, но демократии, содействует раскол украинских элит в своём отношении к Порошенко, их нескрываемом раздражении от огромных финансовых потерь, яростном состязании за оставшиеся бюджетные средства. Наличие у олигархов своих СМИ, своих отрядов штурмовиков и даже отдельных государственных ведомств создаёт в государстве небывалую атмосферу балагана, весьма нравящуюся молодёжи, цель которой пошалить и свалить из страны в поисках лучшей доли (поскольку нормальной работы вне столицы осталось мало). Взаимосвязи между балаганом, отсутствием работы и последствиями Майдана не наблюдается абсолютно.
Наконец, фактор иностранного управления (а то, что Украина управляется США, многими вчерашними сторонниками «самостийности» воспринимается за благо). Западопоклонничество присуще не только украинской молодёжи, и для молодого человека, скажем, из Уренгоя — считающего интернет вершиной цивилизации, а Илона Маска пророком — слияние с Западом это реальный позитив. Причём весьма доступный — молодых приглашают на учебу и работу, безвиз у украинцев имеется, «цивилизованный мир» открыт для приключений. Причем, приключений вполне законных, реально познавательных и несложных.
Ну и, наконец, на Украине на полную мощность работает могучая пропагандистская машина. С одной стороны, она с помощью всех доступных средств подавляет цивилизационное инакомыслие дома, а с другой — ведет круглосуточную работу против России. Множество профессиональных интернет-ботов (как и «любителей-патриотов») ведут сетевые битвы, сайты для целевой аудитории (например, «Крым. Реалии») работают и получают щедрое финансирование, украинские информационные ресурсы и телепрограммы украинского ТВ без труда смотрят все интересующие. А таковых немало — учитывая остроту вопроса, схожесть языков и множество живущих в России этнических украинцев.
Итак, нынешняя украинская государственность, при всей своей желеобразности, в глазах сотен тысяч русскоязычных людей за пределами Украины является обществом любопытным, динамичным и даже демократическим. Спустя четыре года после Майдана мы получили новую реальность, в которой удивляться появлению типажа «прогрессивного мальчика» уже не приходится. Вопрос в их количестве и кучности. Остаётся только напомнить, что экспорт Майдана на территорию России и развал её изнутри всеми возможными способами является заявленной целью украинского режима.