На Софиевской площади Киева — центре общественно-политической жизни начала ХХ века, где тогда собирались сторонники Центральной Рады, а позже — провозглашал свои речи Симон Петлюра — сегодня президент Украины Петр Порошенко вручал десантникам бордовые береты. Таким образом украинские армия в очередной раз засвидетельствовала разрыв с советским прошлым.
Во время своего выступления Порошенко не мог не вспомнить события четырехлетней давности.
«Сегодня Украина отмечает День Достоинства и Свободы. Ровно четыре года назад наша молодежь, наши студенты стали первыми, кто в благородном порыве с юношеской искренностью вышли на Майдан с требованием: не сворачивать с европейской дороги на российские окольные пути. Патриотический порыв молодого поколения нашел мощный отзыв в сердцах украинцев. И миллионы граждан заполонили улицы и площади столицы и многих других мест», — рассказал Порошенко.
По его словам, в этом году впервые за все четыре года с начала Революции Достоинства украинская власть может отчитаться в выполнении одного из ключевых требований Майдана — вступлении в силу Соглашения об ассоциации с ЕС.
На деле же отказ от ассоциации был лишь поводом для митинга, который позже назовут «Евромайданом». Ukraina.ru вспоминала о событиях того дня.
«Холодный душ» от Азарова
Изначально 21 ноября никто на центральную площадь страны выходить не собирался. Годовщина «Оранжевой революции», последние несколько раз собиравшая несколько сот человек в центре украинской столицы, была на следующий день, 22 ноября. Однако уже с самого утра стали поступать сигналы, что этот день будет выдающимся.
Утром Верховная Рада проваливает голосование за законопроекты, которые могли бы позволить опальному лидеру оппозиции — пребывающей в тюрьме Юлии Тимошенко выехать на лечение за рубеж. Судьба Тимошенко тревожила европейцев: ее делом, в частности, занималась специальная мониторинговая миссия ЕС, куда входили бывший президент Польши Александр Квасьневский и бывший председатель Европарламента Пэт Кокс. Предполагалось, что «ручной» для украинской власти парламент, поддержит законы, дающие Тимошенко «билет» на выезд на лечение в Европу (читай — освобождение лидера оппозиции), что снимет претензии ЕС к Украине и позволит подписать Соглашение об ассоциации на мажорной ноте. Однако законопроекты провалились.
Позже Кабинет министров обнародовал свое резонансное распоряжение: приостановить подписание Соглашения об ассоциации с ЕС.
«С целью принятия мер по обеспечению национальной безопасности Украины, более детального изучения и отработки комплекса мер, которые необходимо совершить для возобновления утраченных объемов производства и направлений торгово-экономических связей с Российской Федерацией и другим государствами — членам Содружества Независимых Государств, формирования надлежащего уровня внутреннего рынка, который бы обеспечивал паритетные отношения между Украиной и государствами — членами Европейского Союза, что является базовым принципом международного права и основой экономической безопасности государства: приостановить процесс подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной с одной стороны, и Европейским Союзом», — говорилось в резонансном документе.
Это вызвало бурю негодования среди политиков. Один из оппозиционных лидеров, тогда — народный депутат Арсений Яценюк обвинил премьер-министра Николая Азаров в государственной измене.
«Только что Кабинет министров принял незаконное и неконституционное постановление о приостановке курса евроинтеграции Украины. Мы требуем Азарова завтра утром. Азарова в парламент! Януковича в парламент!» — горячился Яценюк.
Тем временем президент Украины Виктор Янукович в Вене продолжал рассказывать о том, что Украина идет по пути евроинтеграции.
«Альтернативы европейской интеграции нет. Возможно, есть временные трудности… Мы идем этим путем и не меняем направление», — рассказывал Янукович.
Тем временем оппозиция и ее сторонники испытывали противоречивые чувства. Часть из них была в ступоре. Еще бы: еще летом, когда гремели украино-российские «торговые войны», а принадлежащие «регионалам» СМИ рассказывали, как Украина ускорено будет евроинтегрироваться, было понятно, что даже Янукович твердо решил идти в Европу. Более того, он на съезде Партии регионов убеждал в этом тех из однопартийцев, кому светили убытки от закрытия российских рынков.
Часть сторонников пути в Европу была в ярости: после того, как СМИ, в том числе и провластные, описывали все прелести европейского будущего и нагнетали обстановку во время украино-российских «торговых войн», что способствовало росту антироссийских настроений в обществе, оказалось, что путь в Европу откладывается.
Итог был предсказуем.
Как начинался Евромайдан
Журналист Мустафа Найем, которого ряд СМИ называл связанным с главой Администрации президента Сергеем Левочкиным, опубликовал на своей странице в Facebook пост, вошедший в историю.
«Встречаемся в 22:30 под монументом Независимости. Одевайтесь тепло, берите зонтики, чай, кофе, хорошее настроение и друзей. Перепост всячески приветствуется!» — писал Найем.
Уже вечером на Майдане Найем пояснял своим коллегам журналистам: «Мне это все (отказ от ассоциации с ЕС — ред.) было неприятно. Я написал, чтобы узнать, есть ли такие же люди, или это просто будут разговоры в Facebook. Решил познакомиться. Мне приятно, что есть двести-триста людей, которых я знаю в Facebook, которые поддерживают эти идеи и сейчас тут рядом».
Тогда же на Майдане засветились такие депутаты, как оппозиционеры Леся Оробец, Виталий Кличко, а также вышедший недавно на свободу Юрий Луценко. Позже подошли Арсений Яценюк и лидер «Свободы» Олег Тягныбок. Примечательно, что 21 ноября вечером та же Оробец, как и Найем, подчеркивала, что максимум, который рассчитывали собрать на Майдане — это тысяча человек.
«Сегодня соберется несколько сотен, может тысяча. Завтра соберется десять тысяч. Послезавтра соберется сто тысяч, а потом поднимутся миллионы», — говорила собравшимся на Майдане Оробец.
Тем временем началось движение в регионах.
«21 ноября Украинский католический университет созвал «евромайдан» во Львове. 22 ноября он стал самым массовым на Украине. Но активисты сразу же задекларировали: главная задача — собрать как можно больше молодежи для киевского майдана. С этой целью руководство УКУ (Украинского католического университета — ред.) «отпустило» (не станем говорить «направило») всех студентов и преподавателей с учебы. Когда Львовский и Ивано-Франковский майданы достаточно заполнились «пробудженим нарідом» студенты Католического университета и Львовской духовной семинарии отправились в Киев», —вспоминает киевский журналист и глава общественной организации «Украинское землячество» Дмитрий Скворцов.
Примечательно, что параллельно с Евромайданом начал свое вещание канал «гражданской журналистики» Hromadske TV. Согласно официальной истории, официальный запуск канала был 22 ноября. Однако уже 21 ноября представители канала снимали, в частности, голосование в Раде по законопроектам, позволяющим лечение Тимошенко за границей. Деньги на канал, о создании которого группа «независимых украинских журналистов» заявила 11 июня 2013 года, выделили: Фонд американского миллиардера Джорджа Сороса «Возрождение» — 88 тыс. грн. (около $11 тыс. по курсу 2013 года), посольство США — 400 тыс. грн. (около $50 тыс.), посольство Королевства Нидерландов — 793 тыс. грн. (около $99 тыс.). Еще около $62 тыс. собрали путем краудфандинга. Именно этот интернет-канал и станет основным «СМИ Майдана».
Утром 22 ноября на главной площади страны останутся лишь несколько десятков человек. Однако начало тектоническим процессам в мировой геополитике уже будет положено.
Через четыре года Мустафа Найем в статусе депутата Верховной Рады будет одним из самых проамериканских политиков. Журналисты Hromadske TV частично попадут в политику, частично — существенно вырастут в карьере. По иронии судьбы один из основателей канала даже возглавит франшизу российского СМИ на Украине. Оппозиционные в 2013 году политики станут у руля государства. Один из «майдановцев» — Петр Порошенко — и вовсе возглавит Украину.
К тому времени Украина лишится Крыма, а в войне в Донбассе по официальным данным ООН погибнет 10 тысяч человек. Еще 24 тысячи получат ранения. Жизнь сотен тысяч кардинально изменится. Многие лишатся крова и вынуждены будут бежать в другие страны.