Александр Вилкул, депутат от «Оппозиционного блока», на заседании Верховной Рады заявил, что результатом образовательной реформы на сегодня является то, что люди хотят отправлять своих детей учиться за рубеж.
«Стало все большее закрытых школ и усложнилось физически получение образования, особенно в сельской местности. Теперь дети будут добираться до школ 20 км, а в некоторых местах и все 50 км от дома, потому что власть закрывает школы. Только за последние три года больше 1000 школ было закрыто, а система опорных школ, предусмотренная новой реформой, не работает», — сказал Вилкул.
Как ранее сообщалось, количество школ в стране становится все меньше. В этом учебном году в школу пошли 408 тыс. первоклассников, что на 15 тыс. детей больше, чем в прошлом году. Но, несмотря на это, количество общеобразовательных учебных заведений в Украине продолжает стремительно снижаться. Как сообщала интернет-газета «Сегодня», уже в 2016 году в стране функционировало всего 16,9 тыс. школ. А вот в этом году их станет меньше еще на 162 заведения.
Обычно школы закрывают в сельской местности из-за малого количества детей школьного возраста. Эксперт в области образования Ирина Когут заметила, что учеба в сельских школах довольно проблемная, там не хватает технического оснащения и специалистов-предметников. Учителя преподают сразу несколько дисциплин, хотя и не всегда имеют должную подготовку по каждой из них.
В министерстве образования уверены, что в сложившейся ситуации нельзя обеспечить равный доступ всех учеников к образованию. Поэтому маленькие школы и школы с малым числом учащихся закрывают, а вместо них создают так называемые опорные школы. Это базовые учебные заведения в районах, куда переводят учеников после 4-го класса из отдаленных сел. На 1 августа этого года в стране работало 338 опорных школ и 744 их филиала.
Однако, как уверена эксперт Екатерина Щеткина, проблема сельских школ и в низком качестве образования, низкой мотивации учителей и их бесконтрольности. И опорные школы не решат этой проблемы. Щеткина признает, что единственная цель, которой может достичь Минобразования, сокращая сельские школы и открывая опорные — упрощение системы управления образовательными учреждениями.
«Сеть сельских школ слишком широкая, неповоротливая и неконтролируемая. Неудобная в администрировании. С помощью системы опорных школ и их филиалов эту сеть пытаются несколько «подрезать» и упорядочить. Но я не вижу никакой прямой связи между администрированием и качеством преподавания в украинской системе школьного образования», — заключает она.