День патриотической молодежи
Кто такие скауты? Если задать этот вопрос среднестатистическому представителю аполитичной украинской молодежи, он разве что вспомнит о том, что так называют агентов спортивных клубов, которые занимаются поисками новых перспективных игроков. Однако, идейно подкованные украинские националисты сразу скажут вам о националистической организации «Пласт», которая отмечает сегодня 105 лет со дня своего основания. Характерно, что этот некруглый юбилей был замечен на государственном уровне — так, приветствия скаутам послали представители пропрезидентского «Блока Петра Порошенко», а также правительство Украины. Ведь как минимум одна из украинских министров — исполняющая обязанности министра здравоохранения Украины Ульяна Супрун — была активным членом «Пласта» во время своей американской юности.
Эту дату и в самом деле можно назвать по-своему знаковой. Украинское скаутское движение играло в ХХ веке крайне важную роль в развитии украинского национализма, представляя собой своеобразную кузницу радикально-националистических кадров. «Представители «Пласта» стояли во главе национально-освободительного движения в прошлом. Пласт воспитал Степана Бандеру, Романа Шухевича. Пластом занимался идеолог украинского кооперативного движения Андрей Шептицкий. Пласт дал выдающегося экономиста Богдана Гаврилишина. «Пласт» дал нам сотни героев современности, которые первыми стали на защиту украинцев во время «Революции Достоинства» и первыми ушли добровольцами на фронт защищать Украину от наступления агрессора», — пафосно заявил об этом сегодня городской голова Тернополя Сергей Надал. 10 апреля он провел в этом областном центре праздничный митинг в честь годовщины основания организации украинских скаутов, которая официально именуется «Днем первой пластовой присяги».
Харцеры и пластуны
Организация «Пласт» была основана в 1912 году в подвластном Австро-Венгрии Львове, представителями местной патриотической интеллигенции. Всего несколькими годами ранее в этом же городе образовалась польская скаутская организация «Союз польских харцеров», которая быстро получила огромную популярность среди молодежи. И украинские националисты были вынуждены спешно организовать свою собственную «молодежку», чтобы противодействовать растущему идеологическому влиянию поляков, которые активно заявляли свои права на Галичину.
Название «пластуны» символически отсылало к Запорожской Сечи, где так называли разведчиков, которые умели неслышно подползать прямо к стану врага. Интересно, что в те годы это название официально использовалось в казачьих войсках Российской Империи, где пластунами именовались пешие казаки происходящего от запорожцев Кубанского казачьего войска. При этом, название польских скаутов, которые до сих пор именуются харцерами, тоже восходит к героическим казачьим временам, когда так называли наиболее смелых и задиристых воинов, выходивших перед началом битвы на поединок — «казачий герц».
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Теракт в Луцке. Украинско-польская война продолжается
Мода на скаутские организации стремительно распространялась в те годы по всему миру. В основе идеологии этого движения лежала подготовка молодежи к будущей мировой войне. Сам скаутинг был изобретен британским генералом Робертом Баден-Пауэллом во время англо-бурского конфликта в Южной Африке, когда он беззастенчиво использовал местных подростков в целях военной разведки. Скаутское движение делало упор на физическую и идеологическую подготовку юношей, вовлекая молодежь через хорошо продуманную систему ритуалов и посвящений. В начале прошлого века скаутингом бредили все мальчишки, и даже большевики, которые запретили скаутов за пропаганду милитаризма — несмотря на то, что среди них хватало сторонников новой власти — использовали наработки этой организации при создании пионерии, которая переняло у скаутов многие уставные принципы и внешние формы. Вплоть до галстуков, значков отличия и пионерской формы.
Кузница бандеровских кадров
В межвоенные годы молодежная организация «Пласт» стала одной из важнейших структур в системе политического воспитания, которая была организована украинскими националистами на территории возрожденной Польши. Польское правительство запрещало деятельность украинских националистических организаций, однако молодежное скаутское движение действовало легально, и пропагандисты Украинской Военной организации, которая со временем трансформировалась в Организацию украинских националистов, многие годы использовала «Пласт» в качестве кузницы кадров. Из этой среды действительно вышли практически все видные вожди радикальных националистов — Степан Бандера, Роман Шухевич, Василий Кук, Лев Ребет и Николай Лебедь. А фотография юного пластуна Степана Бандеры, который позирует в скаутской форме, со значками и большим «пионерским» галстуком, хорошо известна сейчас в Украине, где ее часто демонстрируют в качестве образца для подражания современным школьникам и студентам.
Характерно, что многие из участвовавших в «Пласте» националистов происходили из семей священников Украинской греко-католической церкви. Это нашло отражение в многочисленных религиозных ритуалах, которые укоренились в идеологии украинских скаутов. Посетив лагерь «Пласта» в конце девяностых годов, я видел, что его участники несколько регулярно практиковали коллективные молебны. Так, утро пластунов в обязательно порядке начиналось с общего чтения «Отче наш» и молитвы за Украину — причем, во время нее подростков заставляли встать на колени. Кроме того, после спортивных занятий подросткам проводили своеобразную политинформацию, рассказывая им о событиях международной и украинской жизни через призму националистической пропаганды. А во время традиционного вечернего костра — еще один характерный ритуал советской пионерской организации — дети разучивали и исполняли песни украинских националистов. Некоторые из них были написаны в конце тридцатых годов в скаутском отряде «Лесные черты», который был составной частью «Пласта». И неудивительно, что с началом войны большинство его членов приняли активное участие в деятельности Организации украинских националистов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Фильм, который не покажут украинские каналы
Немодные скауты
В послевоенные годы «Пласт» действовал только в националистической диаспоре, где через него прошли Катерина Ющенко, Роман Зварич и уже упомянутая нами Ульяна Супрун. Сегодня, несмотря на почтенный возраст, организация «Пласт» не может похвастаться большой популярностью среди украинских подростков. Если в начале девяностых он играл довольно значимую роль в националистической среде, помогая вовлекать в правое движение активных представителей западноукраинской и киевской молодежи, то сейчас юные националисты явно предпочитают бандеровской пионерии взрослые игры в полку «Азов» и батальоне «Айдар», где вместо коротких шортов и галстуков можно получить на руки камуфляж с автоматом.
Однако, старый бренд украинских скаутов все еще сохраняет свой прежний авторитет, и представители патриотической элиты направляют своих отпрысков в ряды «Пласта», чтобы они получили там соответствующую националистическую закваску. При этом, поддержка украинских скаутов оказывается сегодня на государственном уровне и на уровне местных администраций. Так что не исключено, что в ближайшее время из пластунов попробуют сделать националистическую пионерию по образцу советских времен.