Апофеозом массовых мероприятий по случаю третьей годовщины начала революции достоинства в Киеве стал разгром отделения Сбербанка России. Неудачей закончилась попытка взломать находящийся внутри здания банкомат и получить таким образом хотя бы маленькую часть денежной компенсации от империи за столетия эксплуатации и унижений. Однако в целом операцию можно считать успешным примером сотрудничества официальных властей Киева, спецслужб и боевиков-неформалов. Они предъявили миру правильную картинку: главным адресатом «неуправляемого» народного гнева является Россия. В Киеве совсем немного осталось объектов, на которых можно было бы сорвать историческое зло и обозначить европейский путь Украины, и вот нашли для этой цели безобидный филиал финансового учреждения. Тем, кто смотрит телевизор, могло показаться, что именно для этого люди сегодня и вышли на улицы.
Накануне памятной даты почти все украинские СМИ обращались к политикам и экспертам с просьбой назвать позитивные последствия Евромайдана. Экономическая и социальная катастрофы, потеря территорий, миллионы беженцев и тысячи погибших — все это слишком очевидно, чтобы оспаривать. Так же как и ноль продвижения к заявленной цели влиться в Европу. «Да, — отвечали наиболее подкованные пропагандисты, — оно так, но во всем виновата Россия. А вот наша украинская нация в этой борьбе консолидировалась, стала сплоченной, как никогда, и теперь ей все по силам. Идеи Майдана живут и побеждают». На базе такой концепции и была сформирована упомянутая телевизионная картинка. Свои роли все сыграли хорошо — даже полиция, которая дала экстремистам-погромщикам достаточно времени порезвиться и удалиться, а журналистам — все это снять и записать.
Между тем, нынешний майдан отражает никакую не консолидацию, а напротив — какофонию, полный разброд в украинском обществе.
Разочарованы и недовольны все — и правые, и левые; и восток, и запад; и еврооптимисты, и евроскептики; и русофобы, и русофилы; и трудящиеся, и работодатели; не говоря уже о социальщиках и пенсионерах. Рейтинги показывают только ненависть и прочий негатив в адрес всех без исключения политиков, партий и государственных институтов.
Люди во власти хорошо это знают, и потому, в частности, принимают исключительные меры безопасности на случай возможных беспорядков, хотя прямой угрозы массовых политических протестов пока нет.
Феномен живучести режима Петра Порошенко как раз и состоит в том, чтобы поддерживать политический разброд, играть на понижение. Тотальное недоверие в обществе хорошо тем, что не позволяет оппонентам объединиться: друг друга они ненавидят еще больше, чем президента. Он умело направляет огонь критики и потоки компромата на каждого, кто способен бросить ему вызов — будь то Коломойский, Яценюк, Тимошенко, Саакашвили, Садовой, Савченко и даже маленький Найем. Очень хорошо получилось с электронным декларированием — дотла дискредитирован весь политический класс Украины. На этом фоне не столь вопиюще выглядит даже президентский «Рошен» на территории «страны-агрессора».
Большинство экспертов считает, что в ближайшей перспективе ждать серьезных потрясений на Украине не стоит. Контроль над силовыми структурами и СМИ, раздробленность оппозиции, система пактов о ненападении с главными олигархическими группировками, деморализованность населения — все это вместе обеспечивает достаточную стабильность нынешнему политическому режиму. Кроме того, на руках у него козырный туз — условная война с Россией, что позволяет приравнивать к государственной измене любое проявление нелояльности к власти.
А в крайнем случае можно объявить военное положение, о чем представители государственной верхушки говорят все чаще. Команда, которая совершила государственный переворот, лучше всех знает, как его предотвратить. Тем более что и мотивация для борьбы за сохранение власти у них максимальная: потеряют её — сядут на скамью подсудимых.
Все это так, однако есть множество факторов, которые эта власть не способна контролировать. Она полностью зависит от внешней поддержки, и поэтому с таким ужасом слушает программные заявления Дональда Трампа. Она не способна остановить развал инфраструктуры, который в любой момент и в любом месте может обернуться катастрофой — экологической, коммунальной, медицинской и прочим, о чем не хочется и думать. А главное, центральная киевская власть все меньше становится нужна регионам, от неё только поборы и мобилизации. Многомесячная эпопея со Львовской мусорной свалкой, которая загадила уже всю страну, это ярко демонстрирует. Так что регионализация и децентрализация снизу будут только набирать темп. И вполне возможно, новый Майдан начнётся не в столице.
На Украине все происходит быстрее мысли экспертов. Осенью 2013 года тоже всем казалось, что Янукович — это всерьёз и надолго.