«Прорывной проект» украинского транспортного самолета Ан-132D, приправленный «полным отказом от российских комплектующих» и «реальным импортозамещением», может оказаться не столь успешным, и пока является стабильным источником затрат. Об этом сообщил российский военный блог bmpd, который ведут сотрудники Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), со ссылкой на независимого украинского военного эксперта Диану Михайлову.
Ноябрь 2016 года по всем прогнозам должен был стать для одного из немногочисленных мировых производителей транспортных самолетов ГП «Антонов», знаковым. Сразу три проекта новой и перспективной техники должны были выйти, если не на финишную прямую, то во всяком случае, вплотную приблизиться к ней, замечает Михайлова. Речь идет о показанных на международном авиационно-космическом салоне Le Bourget-2015 трех новых разработках: двух в бумажном виде — Ан-132 и Ан-188, и опытного образца военно-транспортного самолета Ан-178.
Проект лёгкого транспортного самолета Ан-132 разрабатывается в интересах Королевства Саудовской Аравии и предполагает создание модификации Ан-32 с передачей документации и интеллектуальных прав на нее. По замыслу конструкторов «Антонова» и по требованиям саудовских заказчиков, Ан-132 оснащен западными двигателями Pratt & Whitney Canada PW150 с шестилопастными композитными винтами R408 фирмы Dowty Propellers, системами жизнеобеспечения производства компании Liebherr и самым современным комплексом авионики американской фирмы Honeywell и т. д.
Такие новшества не только обошлись в серьезную сумму дополнительных затрат, но и существенно затормозили реализацию проекта. Таким образом, проект самолета Ан-132 пока является стабильным источником затрат, компенсировать которые, может, и не получится — отмечает украинский эксперт.
Зачем Саудовской Аравии разрабатывать самолет вместе с Украиной? Каковы перспективы на рынке не только указанных машин, но вообще украинского авиапрома?
Госпредприятие «Антонов» пытается пристроить Ан-132 и Ан-178 куда угодно по принципу: вы финансируете разработку, а мы выстраиваем новое авиационное предприятие «под ключ», считает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Амбициозные страны с деньгами, которые хотели бы стать авиационными державами, вполне на эту идею могут клюнуть. Скажем, в апреле 2015 года ГП «Антонов» в присутствии принца Турки Бин Сауда бин Мохаммеда Аль-Сауда подписало соглашение с дочерней саудовской организацией Taqnia Aeronautics о разработке и производстве Ан-132 в КСА. По некоторым данным, стоимость ОКР по легкому транспортному Ан-132 составляет около 116 млн. долларов, из которых 40 млн. вроде как платит саудовская сторона. После первого взлета опытного образца из КСА должны быть переведены еще 20 млн. долларов на его испытания.
«СП»: — Для чего такой проект нужен саудовцам, ведь для удовлетворения «авиационных амбиций» они могли бы выбрать более надежного партнера?
— Сотрудничество с Украиной в этой сфере до поры до времени выгодно не только потому, что ее чек самый дешевый — просто украинцы готовы «сливать» какие угодно технологии. Другое дело, что с каждым годом работа с Украиной становится все более рискованной, несмотря на высокие стартовые позиции, которые были у страны в начале 90-х в сфере авиапрома. Объективно время работает против Украины, потому что на советских заделах далеко не улетишь. На рынке их самолеты не особо востребованы. «Антонов» находится на плаву благодаря своей авиакомпании (Antonov Airlines) и сотрудничеству с Китаем в сфере передачи технологий и совместных проектов. На внутреннем украинском рынке ни военная, ни гражданская авиация не востребована.
Кроме того, не исключаю, что, как и в случае с украинским оперативно-тактическим ракетным комплексом «Гром», который также разрабатывается на деньги КСА, все эти проекты могут служить легальным прикрытием для передачи каких-либо технологий или отдельных комплектующих, учитывая традиционный интерес Саудовской Аравии, например, к баллистическим ракетам разных видов.
«СП»: — Каковы перспективы других самолетов «Антонова»?
— Украинцы выпускали Ан-74 (модификация Ан-72) на Харьковском авиационном заводе, но этот проект, видимо, «заглох». Были сообщения, что первый заказанный Казахстаном Ан-74Т-200, судя по всему, стал последним — «Войсковая часть 3656 Национальной гвардии Республики Казахстан» подала в суд на Харьковское авиационное предприятие, так и не получив заказанный борт.
Ан-140 также производился в Харькове, но завод в целом уже давно находится в процессе банкротства. В значительной степени предприятие жило за счет поставок машинокомплектов, с одной стороны, Ирану (проект IrAn-140), с другой — в Россию. С учетом известных событий, видимо, Ан-140 — тоже «не живой» самолет.
«СП»: — Украинский авиапром последние 10 лет массово выпускал военно-транспортный многоцелевой самолёт Ан-32 на заводе «Антонова» в Киеве.
— Последние шесть самолетов Ан-32Б вместе с комплектом запчастей сравнительно недавно были отправлены в Ирак. Правда, поговаривают, что в настоящий момент украинцы не могут выпускать и эти самолеты. Тем не менее, Ан-32 они хотя бы серийно делали. Кстати, компетенции по самолету Ан-132 (модификации Ан-32) поддерживаются за счет довольно крупного контракта на ремонт 65 самолетов Ан-32 для ВВС Индии, из которых 25 машин были отремонтировано на Украине, 40 — в Индии.
Про Ан-70 я даже не говорю, потому что он — явно не «жилец» по разным причинам. Что касается самолета Ан-148 и его модификаций — Ан-158 и Ан-178, то из них наиболее «живой» сам Ан-148, но его дальнейшая судьба также под вопросом. Несмотря на все крики Киева об импортозамещении российских комплектующих, сделать это крайне сложно, тем более в условиях украинской экономики. Скажем, в рамках кооперации в Воронеже для Ан-148 производились элементы фюзеляжа, также из РФ поставлялись шасси и электроника.
«СП»: — Известно, что «Антонов» заказывал у российского нижегородского предприятия «Гидромаш» агрегаты шасси для самолетов Ан-178. И теперь, чтобы решить проблему, украинское предприятие создало в Германии фирму, чтобы покупать российские шасси…
— В случае с Ан-178 речь идет об опытном самолете с некоторыми конструктивными дефектами, связанными с центровкой. На рынке он также особо не нужен, учитывая, что там тяжело идет продажа даже транспортных KC-390 бразильской компании Embraer. Что касается немецкой фирмы Antonov Salis GmbH, то она, естественно, создана, чтобы ввозить комплекты шасси из России, не нарушая законы. При этом, что интересно, стоимость комплекта в Нижнем Новгороде 310 тысяч евро, а через фирму — уже 450…
«СП»: — Украинские представители авиапрома также специализируются на ремонте техники. С помощью таких контрактов можно поддерживать предприятия?
— Можно, но недолго. Эксплуатанты Ан-26 их массово списывают. Ан-32 сравнительно немного для поддержания авиапрома, тем более что на рынке ремонта есть и другие предложения, в частности, от РФ. Соответственно, имеющиеся у нас Ан-26 мы ремонтируем сами, как и Ан-24.
Другое дело, что украинцы имеют довольно мощные ремонтные заводы по другим самолетам — не «антоновским», и здесь они, кстати, для нас — серьезные конкуренты. У них осталась документация на все летательные аппараты, стоящие на вооружении ВВС СССР, начиная от вертолетов и заканчивая самолетами. Украина ремонтирует МиГ-29, МиГ-21, МиГ-23, Су-27, Су-25, Су-24, Ил-76, L-39, вертолеты Ми-8 и Ми-24. Понятно, что этот бизнес также конечен. Как бы технику не эксплуатировать, она имеет предельные режимы. Так что, такие контракты для Украины будут еще максимум 10 лет, но очевидно, что этих денег не хватит, чтобы прокормить все предприятия авиапрома.
Количество моделей военно-транспортных и просто транспортных самолетов на рынке ограничено, да и количество игроков также не велико. Те ниши, в которых госпредприятие «Антонов» предлагает самолеты Ан-132 и Ан-178, предполагают возможность продажи нескольких десятков бортов, говорит руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
- Если говорить об Ан-70, то этот проект настолько дорогой, что мало кто захочет купить финишный продукт, понимая наличие определенных рисков. Если только кто-то не захочет приобрести весь проект целиком с производством на своей площадке. Но и здесь возникают вопросы — кооперация с Россией либо затруднена, либо вовсе невозможна. Как следствие, лишь по некоторым комплектующим материалам можно будет сохранить партнерские отношения с Россией. Да и то непонятно, будет ли этот перечень расширяться, скорее, наоборот — резко сокращаться.
Соответственно, необходимо переходить на поставку из третьих стран, либо налаживать производство на Украине. Но значительное количество агрегатов и приборов украинцы не смогут сами производить. Привлечь западные фирмы — не проблема. За исключением того, что это в разы увеличит стоимость проекта.
Таким образом, потенциал у украинского авиапрома есть, но его реализация наталкивается на отсутствие финансовых возможностей — как у «Антонова», так и в целом у украинского правительства. Скажем, и в лучшие годы украинский авиапром развивался не очень активно. Сейчас можно надеяться только лишь на таких сторонних инвесторов как Индия в случае с проектом на базе Ан-178. Или — Саудовская Аравия с проектом Ан-132.
Главный факт — денег на такие проекты потребуется много, и чем дальше, тем больше. Без внешних вливаний в «Антонов», сопоставимых по масштабу с теми, что получают конкуренты, трудно развиваться и с кем-либо конкурировать на рынке.
Антон Мардасов