Европейские чиновники в очередной раз отложили рассмотрение вопроса о предоставлении Украине безвизового режима с ЕС. Европарламент даже не планирует обсуждать эту тему на ноябрьской сессии, что делает перспективу реализации столь желаемого в Киеве «безвиза» совсем туманной. «Лента.ру» разбиралась, почему Украина никак не может реализовать свою европейскую мечту.
Очень много обещаний
С начала 2016 года украинские власти постоянно называли очередные рубежи либерализации визового режима с ЕС: безвизовый режим с Европой может быть введен «вот-вот», но осенью — в октябре-ноябре — «совершенно точно». Этой версии, несмотря на все насущные проблемы, в Киеве придерживались буквально до последнего момента.
Особенно отличился на этом фронте президент Порошенко, который, получается, несет персональную ответственность за нынешний печальный для Киева поворот событий. «Считаные недели остались до того, как откроет безвизовые двери объединенная Европа для украинцев», — заявил он 19 августа в Харькове. «Я уверен в том, что осенью мы получим безвизовый режим», — повторил украинский лидер 3 сентября на праздновании Дня города в Виннице. И в каждом подобном выступлении глава страны вспоминал Россию. В середине октября российский журналист спросил, верит ли Порошенко в безвизовый режим с ЕС. «Запишите: специально для вас, хотя я не даю комментариев российским каналам. У нас в ноябре месяце украинцы будут путешествовать без виз. И я очень желаю, чтобы когда-нибудь к россиянам также пришла эта возможность» — таким был ответ президента, очень порадовавший «патриотическую» часть населения Украины.
Прошло еще несколько дней, и Порошенко в телеинтервью центральным каналам (самый массовый охват населения) огласил подробности и назвал конкретную дату. По его утверждению, Евросоюз до 24 ноября должен завершить все процедуры предоставления безвизового режима: «24 ноября состоится саммит Украина — ЕС, и мы договорились, что на этот саммит документы будут готовы. В Европейском парламенте сегодня есть поддержка большинства депутатов относительно предоставления гражданам Украины права безвизового въезда». Тут стоит вспомнить, что за время своего президентства Порошенко называл более десяти различных дат введения безвизового режима с Европой. Если верить президенту, украинцы должны были ездить без виз в ЕС еще с 1 января 2015 года… Но и нынешние его заявления точно так же далеки от реальности, как и предыдущие.
Процедурный вопрос
Для официального введения безвизового режима Украине надо пройти несколько этапов. Первый — утверждение соответствующего законопроекта Европарламентом, ближайшие сессионные заседания которого намечены на 21-24 ноября. И уже здесь обнаружился неприятный сюрприз: 31 октября была опубликована повестка сессии, где, как выяснилось, украинского вопроса нет в принципе. После голосования решение Европарламента должен утвердить Совет Евросоюза, после этого закон должен быть подписан президентом Европарламента и министром иностранных дел страны, председательствующей в ЕС (сейчас это Словакия). После этого документ публикуется в официальном журнале ЕС, и только через 21 день после этого безвизовый режим вступает в силу. Таким образом, обещание Порошенко «в ноябре украинцы будут путешествовать без виз» невозможно выполнить даже теоретически, и все это понимают. Даже в самом лучшем для Киева сценарии реальное внедрение визовой либерализации возможно с 1 января 2017 года, но у еврочиновников, похоже, есть свои резоны не форсировать этот процесс.
Киев же пытается сохранить хорошую мину при плохой игре. «Отсутствие на нынешнем этапе этого вопроса в повестке дня Европарламента совсем не означает, что он не будет рассмотрен в определенные временные рамки. Следует понимать, что повестка дня — это живой документ», — комментирует ситуацию заместитель главы администрации президента Украины Константин Елисеев. Чиновник утверждает, что еще не все потеряно, — дескать, окончательный вид повестка приобретает в считаные дни до пленарной сессии, а политические договоренности могут быть достигнуты в последний момент. Надежды Киева связаны с датой 7 ноября — в этот день должны пройти внутриевропейские консультации относительно механизма прекращения безвизового режима. В МИД Украины утверждают, что именно этот «очень трудный и продолжительный диалог» (относительно механизма прекращения безвизового режима) является единственной причиной мытарств Киева.
Однако в экспертных кругах — как украинских, так и европейских — существует иное мнение. Главными «блокировщиками» безвизового режима называют две страны — Бельгию и Францию, а суть проблемы — вопросы борьбы с коррупцией в Киеве.
Пока же украинские чиновники могут только «поддавливать» Брюссель. Появилась даже впечатляющая цифра: Украина в общей сложности выполнила 144 разных требования по «безвизу». Сначала ее озвучил сам Порошенко, а за ним и его соратники. С другой стороны заходит спикер Верховной Рады Андрей Парубий, который призывает Европарламент символически проголосовать за безвизовый режим с Украиной к годовщине «Евромайдана» — 21 ноября 2016 года. «Ведь именно под лозунгом евроинтеграции украинцы выходили на Майдан», — эмоционально напоминает он.
Канадский провал
Ситуацию с отменой виз для ЕС усугубляет полный провал аналогичной инициативы на канадском направлении. Напомним, что летом в ходе визита канадского премьера Джастина Трюдо в Киев стороны пафосно заявили о начале «немедленных консультаций» по либерализации визового режима. Ответ Канады действительно поступил «немедленно» и был очень болезненным для Киева. «Пока Украина не достигла критериев, которые Канада использует для оценки пригодности для освобождения от виз. Как следствие, министерство не планирует в ближайшее время пересматривать визовые требования для Украины», — заявил в конце сентября министр иммиграции, гражданства и беженцев Канады Джон Маккалум.
Чиновник отдельно подчеркнул, что визовая политика Канады «базируется на фактах и никоим образом не связана с политическими или торговыми соглашениями», при этом в его ведомстве регулярно отслеживаются разнообразные показатели всех стран, оцениваются возможности изменения их визового статуса. Следует отметить, что резкий негативный ответ последовал, несмотря на мощное проукраинское лобби в правительстве Канады.
Шантаж, Донбасс и экспорт леса
Понятно, что еврочиновники опасаются давать Украине в ее нынешнем состоянии «безвиз», не продумав механизм его прекращения. К этому добавляются внутренние проблемы Евросоюза — в частности, мигрантский кризис. Важным препятствием остается и шокирующий европейцев размах коррупции на Украине. Эта тема вновь вышла на первый план в конце октября, после подачи представителями украинской власти электронных деклараций. Позицию «цивилизованной Европы» в этом вопросе уже сформулировал поляк Войцех Бальчун, который на Украине возглавляет «Укрзализницю». Он сказал, что в Польше «не могут найти слов», чтобы выразить свое мнение: «И это еще слабо сказано… Е-декларации украинских чиновников видят не только на Украине. Я только что из Варшавы и лично почувствовал местные реакции и настроения. И не рискнул бы даже приблизительно передавать впечатление поляков от задекларированных миллиардов в чулках, частных церквей, антиквариата, часов, автомобилей. Покажи мне свою е-декларацию — и я скажу, кто ты. Теперь украинцы имеют право так сказать».
Однако все это так или иначе было понятно и раньше. Новым же аспектом этой истории стала игра, которую ЕС ведет с президентом Порошенко. Он вряд ли так явно «подставлялся» бы под удар соотечественников и российских журналистов, вряд ли называл бы конкретную дату, не имея хоть каких-то оснований и гарантий Брюсселя. Вероятно, в неких кулуарных беседах дата действительно называлась. Для чего эта «подстава»? Версий множество: демонстрация усталости Европы от украинского лидера или банальный шантаж, чтобы заставить Киев быть сговорчивее по ряду острых вопросов — от урегулирования ситуации в Донбассе до отмены запрета на экспорт леса. Можно предположить, что виновником конфуза Порошенко стала внутренняя борьба в ЕС и даже некомпетентность аппарата украинского лидера, неверно подавшего главе государства информацию от евробюрократов. Многое на этот счет прояснится в ходе саммита Украина — ЕС, намеченного на 24 ноября. Ранее предполагалось, что именно «безвиз» станет «вишенкой на торте» этого мероприятия, но теперь решительно неясно, зачем и с какой повесткой вообще его проводить.
Рядовые же украинцы озабочены выживанием и, как и раньше, очень далеки от визовых проблем. Общее мнение сводится к тому, что Киев поводят за нос и ничего не отменят, а если вдруг все и получится, большинство граждан Украины все равно не смогут воспользоваться «безвизом» из-за финансовой несостоятельности.
Николай Подгорный