Характеризуя сложившуюся в Евросоюзе общественно-политическую ситуацию, вице-канцлер ФРГ Зигмар Габриэль заявил о том, что перед лицом миграционной проблемы каждое государство Объединения оставит за собой право решать судьбы беженцев, «буквально наводнивших Европу».
Габриэля поддержал глава немецкого МИД Франк-Вальтер Штайнмайер. Явно пренебрегая дипломатическим пиететом, он проинформировал мировую общественность о возможном распаде ЕС на «более мелкие части». Но поистине главный аккорд в этом потенциальном «похоронном марше Евросоюза» взял Председатель Евросовета Дональд Туск. Именно этот политик, в свое время являвшийся главным апологетом Маастрихтских соглашений, нанес идее этих самых соглашений наиболее сокрушительный удар, сказав, что Брюссель более не располагает законодательным влиянием на большинство стран ЕС. Впрочем, обо всем по порядку.
Фактически, проблемы у объединенной Европы начались с ситуации на Ближнем Востоке. Американские и европейские операции по свержению президента Ирака Саддама Хусейна и поддержка Вашингтоном незаконных вооруженных формирований в Ливии в 2002-2009 привели к так называемой арабской весне — цепи революций (или переворотов — кому как больше нравится). При этом мир сохранился только в одной стране региона — Египетской Арабской Республике. Тамошней армии удалось подавить вооружённые выступления исламистов. Не повезло соседям — тем же Ливии и Ираку, а также Сирии, Йемену и Судану, погрязших в пучине беззакония. Обнищавшие в результате непрекращающихся гражданских столкновений и интервенции жители этих стран хлынули в поисках лучшей жизни именно в ЕС.
«Здесь нет ничего удивительного: одни арабы считают европейцев виновными в своих проблемах и требуют своеобразной компенсации, другие — просто бегут в богатую Европу от войны, — констатировал в комментарии ГолосUA арабский политолог Хасан аль-Дами. — Вопрос заключается в другом: почему та же Европа оказалась не готовой к подобному развитию событий?»
А ведь это, по сути, вопрос риторический. ЕС действительно оказался не в состоянии разместить на своей территории беженцев, которых только за последние три года в Старый Свет прибыло более трёх миллионов. Первой из стран ЕС против миграционной политики Брюсселя взбунтовалась Венгрия, отказавшаяся пропускать на свою территорию ежедневно до 10 000 человек. Официальный Будапешт поставил руководство ЕС в известность о намерении проводить собственную, не зависящую от европейского законодательства, миграционную политику.
Затем последовал демарш Хорватии, создавшей на своих внутренних границах импровизированные КПП. А далее сработал принцип домино: сейчас об экстренных антимигрантских мерах, включая выход из Шенгенской зоны, в частности и ЕС в целом, заявляют Австрия, Бельгия, Дания, Греция, Италия, Испания, Португалия и Швеция.
Впрочем, проблема беженцев — отнюдь не главный фактор, из-за которого может распасться некогда мощный альянс. Заявляя о наличии собственного экономического курса, ЕС уже в течение ближайших нескольких месяцев могут покинуть Германия, Великобритания и Франция. Лондон, Берлин и Париж категорически отказываются поддерживать дотационные страны структуры, включая Болгарию, Латвию, Литву и Румынию.
Кстати, о намерении провести референдум относительно своего присутствия в Евросоюзе высказалось Соединенное Королевство. «В случае победы так называемых евроскептиков, выступающих за выход Великобритании из ЕС, соответствующее волеизъявление пройдет в подавляющем большинстве государств структуры, — отмечает бельгийский эксперт в сфере международного права Клаус Хофф. — После этого можно будет смело говорить о том, что до окончательного распада объединенной Европы остались считанные дни и для ЕС прозвенел последний звонок».
Дмитрий Бабич