А также стала ответом на визит в Киев нового полномочного представителя РФ в контактной группе по Украине Бориса Грызлова.
Пошел отсчет времени до голосования
Индикатором выполнения Киевом Минских соглашений должно стать принятие закона об особом статусе отдельных территорий Донбасса. Процедура голосования ожидается в ближайшие недели, и она будет явно непростой — законопроект для одобрения требует двух третей голосов, а их пока нет. Даже члены правящей коалиции не намерены поддерживать его принятие. «Наша позиция неизменна: раз не переписали текст правок, мы не намерены голосовать за особый статус для лишь бы кого», — заявил член «Батькивщины» Иван Крулько. Если процедура принятия закона приведет к кризису правящей коалиции, то тем лучше той же «Батькивщине» — судя по социологии, по итогам перевыборов они смогут увеличить свой контингент в Верховной Раде.
В свою очередь, президент Украины не может себе позволить срыва голосования. «Это голосование — «референдум о доверии» к Порошенко со стороны европейских партнеров. Надо будет — начнет ломать Раду, хоть через колено», — считает украинский политолог Вадим Карасев. Возможно, Петр Порошенко попытается убедить депутатов, что закон об особом статусе заработает лишь после восстановления полного украинского контроля над ЛНР и ДНР. Так, он уверяет, что те же выборы в Донбассе пройдут только после того, как Киев вернет себе контроль за границей между Россией и непризнанными республиками Донбасса. И обещает восстановить украинский суверенитет над Донбассом до конца 2016 года.
«Минска-3» нет и не будет
Однако Москва дает понять, что с таким подходом никакого суверенитета не будет. Она призывает Петра Порошенко посмотреть на то, что он подписывал в Минске. «Пункт 9 ‒ восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины на основании закона Украины о конституционной реформе к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11, то есть проведения конституционной реформы. То есть сначала конституционная реформа, политические процессы, а потом на основе этих процессов создание атмосферы доверия и завершение всех процессов, в том числе закрытие границы», — говорил Владимир Путин. Если Порошенко примет решение закрыть глаза на четкую последовательность действий, прописанных в Минских соглашениях, то ЛНР и ДНР проведут выборы в республиках на основе собственного законодательства.
Это, видимо, Петру Порошенко и заявил спецпредставитель Владимира Путина Борис Грызлов, который специально прилетел в Киев для встречи с украинским президентом. «Грызлов определенно приезжал, чтобы дать понять: Москва не будет откладывать выборы в Донбассе на после марта. И если Киев продолжит саботаж, она умоет руки — это означает замораживание ситуации и постепенное, года через два-три, уплывание региона в Россию», — считает украинский политолог Михаил Погребинский. Судя по всему, эта позиция Москвы согласована с Евросоюзом — опыт показывает, что даже Берлин начинает с раздражением относиться к попыткам Киева сорвать или пересмотреть Минские соглашения.
По всей видимости, европейские партнеры дали понять украинскому президенту, что не он вырабатывал Минские соглашения, а значит не ему их срывать. Косвенным свидетельством этому является прямое заявление Петра Порошенко о том, что «Минска-3 не существует и, я надеюсь, не будет существовать… Нужна только дорожная карта с датами». Действительно, некоторые украинские политики поспешили объявить в начале года, что неявно, сам собой начался некий «Минск-3». Таким образом они отреагировали на пролонгацию Европой и Россией Минска-2, но теперь Порошенко от них отмежевался. Осталось только признать, что дорожная карта с датами (правда, сорванными), о необходимости которой он сказал, уже существует, и она четко прописана в самих Минских соглашениях: сначала прекращение огня, затем изменение украинского законодательства (на постоянной основе, а не временные поправки в конституцию), де-факто — федерализация страны, а затем уже возврат границы под контроль Киева.
Европа де-факто согласилась со статусом Крыма
Помимо Донбасса, на большой пресс-конференции Петр Порошенко рассказал и о крымском вопросе. Так, он заявил, что никакой энергоблокады Крыма нет, а есть лишь желание Киева сделать все в рамках юридических норм. «Никакой блокады не существует, — добавил он. — Мы готовы поставлять электроэнергию, но только в украинский Крым. Хотите берите, хотите ждите». Собственно, Москва (заручившись согласием крымчан) уже выбрала второй вариант, тем более что ждать нужно лишь несколько месяцев, до ввода в строй третьей и четвертой ниток энергомоста. После чего Украина потеряет не только миллионы долларов, которые Кремль платил за поставки электроэнергии на полуостров, но и один из немногих оставшихся рычагов давления на Россию.
В целом же складывается впечатление, что вся украинская политика в отношении Крыма строится на фундаменте понимания факта его окончательной потери (в ином случае устраивать энергоблокаду жителей полуострова зимой было бы, мягко говоря, глупо). Да, украинский президент счел нужным озвучить план по возврату себе Крыма. «Мы предложим создать международный механизм по деоккупации полуострова, — заявил президент. — По моему убеждению, оптимальным форматом для начала такого механизма является формат «Женева плюс» с участием наших партнеров из Европейского союза, США и, возможно, стран-подписантов Будапештского меморандума».
Проблема только в том, что в таком формате Украина будет действовать самостоятельно. Европа уже давно согласилась с тем, что полуостров вошел в состав России, и сейчас лишь пытается «продать» это согласие России за уступки по Донбассу и в других вопросах. Москва, судя по всему, платить серьезные политические «деньги» за это согласие не собирается. Какой в этом смысл, если в конечном итоге Европе придется признать произошедшие территориальные изменения. А если Киев будет продолжать нынешнюю политику, то эти территориальные изменения могут коснуться уже не только Крыма, и даже без всякой инициативы со стороны России.
Геворг Мирзаян