После того как посол Европейского союза в Ираке Яна Хибаскова заявила, что некоторые страны покупали нефть, украденную террористической организацией «Исламское государство» (ИГ), стало ясно, что Путин, назвав среди этих стран Турцию, обозначил одно из самых уязвимых мест международного терроризма. А ещё раньше британский журналист Нафиз Ахмед прямо обвинил членов регионального правительства Иракского Курдистана, а также официальные власти Турции и США в том, что они закрывают глаза на продажу нефти ИГ на черном рынке.
С началом агрессии ИГ Анкара получила «сепаратный нефтепровод», по которому нефть поступает автотранспортом через территорию Сирии. Контрабандные нефтерынки исламистов Манбидж, Аль-Баб, Аль-Каим работают именно на турецкое направление. Кстати, ИГ контролирует и нефтепровод Киркук — Джейхан, и в СМИ уже просачивалась информация о том, что в турецком порту часто появляются танкеры, предположительно зафрактованные компанией Palmali Shipping & Agency JSC, принадлежащей турецко-азербайджанскому миллиардеру Мубаризу Гурбаноглу.
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), нефть ИГ («кровавая нефть») очень дешева по сравнению с законно приобретаемым нефтяным сырьем из Ирака (30 долларов), американской нефтью WTI (40 долларов) или европейской смесью Brent (40 долларов). Выгода налицо!
Польский портал Forsal приводит данные МЭА, которые указывают, что нелегальные практики достигли такого масштаба, что внесли свой вклад в наблюдающееся с середины прошлого года падение нефтяных котировок на биржах. В игре Запада против России это тоже существенный момент.
В связи с новым раскладом геополитических сил Украина представляется турецкому президенту Эрдогану идеальным мостом для транспортировки нефти в Польшу и Литву. Недаром именно эти страны яростно поддерживают режим Порошенко. Через Украину нефть может уходить на Балтику, где станет уже совсем невозможным проследить ее происхождение. Ключевым местом этого трафика является Одесса, которую небезуспешно пытается контролировать грузинский клоун-реформатор.
Работающие терминалы, Одесский НПЗ и нефтепровод Одесса — Броды суть готовая инфраструктура для контрабанды. Кстати говоря, в украинских СМИ напрочь исчезли новости, касающиеся одесского НПЗ и одесских нефтетерминалов. Как будто и нет таких объектов. Потому рискну привести некоторые факты, из которых может сложиться картина.
Согласно официальной украинской статистке, в Одессе по-прежнему обрабатывают доставляемую туда морем нефть. Так, за январь — октябрь 2015 года в Ильичевском поту наливных грузов было обработано 1,48 млн тонн (- 4,8% к аналогичному периоду прошлого года). Нефтепродуктов перевалено 155 тыс. тонн (- 47,4%), масла — 1,31 млн тонн (+4%). А в Одесском морском торговом порту (МТП) наливных грузов в январе-сентябре было обработано 2,84 млн тонн, что на 16,4% меньше, чем годом ранее. Основной объем пришелся на нефтепродукты — 1,98 млн тонн (-21%), кроме того, обработано 717 тыс. тонн химических грузов (+9,5%), 64 тыс. тонн масла (+17,4%), 84 тыс. тонн сырой нефти (-50,9%). Кроме того, в Одессе говорят о разгрузках бензина в Килийском порту и в Южном (хотя последний собираются перепрофилировать на газ).
Примечательно, что, несмотря на экономический кризис, первый заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер заявил о разработке проекта строительства нового порта в районе Днепро-Бугского лимана с возможным нефтяным терминалом. А украинский министр угольной промышленности и энергетики Владимир Демчишин сообщил, что украинские трейдеры возместили поставки нефтепродуктов из РФ в объеме 170 тыс. тонн в месяц за счет «альтернативных источников». Российские компании, по его словам, «были замещены другими поставщиками» (?). Что за источники, что за поставщики — на этот счёт официальные украинские лица хранят молчание…
Еще известно, что в ноябре 2015 г. на аукцион по продаже нефти ПАО «Укрнафта» было выставлено 143,58 тыс. т углеводородного сырья. Это для «ведущей войну» Украины, добывающей микроскопическое количество нефти, — бесспорное достижение. За счет чего? За счет перепродаж. Оттого и чистый доход «Укрнафты» в минувшем году вырос до 27 млрд 891,932 млн грн.
И вот еще одна новость. 30 ноября 2015 года генеральный директор Международного трубопроводного предприятия (МТП) «Сарматиа» Сергей Скрипка сообщил, что ожидает получить разрешение на строительство нефтепровода Броды — Плоцк, то есть продлить пустующую сегодня 667-километровую трубу, идущую из Одессы в Броды (Львовская область), ещё на 490 километров до польского Плоцка. Спросите, для чего увеличивать протяжённость не действующего нефтепровода? Конечно, для того, чтобы он стал действующим.
А теперь уточним: участниками МТП «Сарматиа» являются азербайджанская государственная компания SOCAR, грузинская Georgian Oil and Gas Corporation Ltd. (GOGC), украинская «Укртранснафта, польская Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych Przyjazn S.A. и литовская AB Klaipedos Nafta. Как говорится, знакомые все лица! Турции только не хватает. А чтобы Турция в этой схеме появилась, киевские деятели без устали прогибаются перед Эрдоганом. Вот и турецкий премьер Давутоглу прибывает 3 декабря в Азербайджан…
Не зря удары российских ВКС по системе транспортировки украденной боевиками ИГ нефти через территорию Сирии в Турцию так возбудили Порошенко, который и рушить ЛЭП позволил, и морской блокадой Крыма грозит, и фактически начал новые атаки на Донбасс. Нефть своим цветом чем-то напоминает шоколад, но она ценится дороже, и потому, наверное, шоколадный гетман так рвётся стать нефтяным падишахом.
Андрей Уваров