14 октября, «незалежная» впервые отпразднует День защитника Отечества по новому, «декоммунизированному» стилю — в годовщину создания Украинской повстанческой армии (УПА)*. Той самой бандеровской армии, которая во время войны выполняла самую «грязную работу», будучи на службе у гитлеровцев.
Бабий яр, Хатынь, Волынская резня — сотни и сотни тысяч расстрелянных и замученных русских, украинцев, белорусов, поляков, евреев. И это лишь часть кровавых «военных подвигов» тех, кого теперь на Украине принято считать национальными героями.
Стоит напомнить, что историческое переформатирование привычного праздника и перенос его с 23 февраля на 14 октября произошло с «легкой руки» президента Порошенко, подписавшего соответствующий указ прошлой осенью.
И судя по информации киевского издания «Вести», на которое ссылается «Русская весна», современные последователи Бандеры и Шухевича из «Свободы», «Правого сектора», ОУН и других организаций украинских националистов собираются отметить 73-ю годовщину создания УПА без лишней скромности. В столице, к примеру, запланировано проведение митинга и шествия. Потом — чествование у Лукьяновского СИЗО в Киеве обвиняемого в убийстве писателя Олеся Бузины неонациста Андрея Медведько и «свободовца» Юрия Сиротюка, который 31 августа во время беспорядков в Киеве взорвал боевую гранату у здания Верховной Рады (тогда три милиционера погибли, и десятки были ранены).
Некоторые эксперты уже ждут в среду очередного всплеска уличной войны.
«Любое агрессивное действие может привести если не к бойне, то к очень серьезным конфликтам», — считает политолог Владимир Фесенко.
И как-то уж очень «в масть» к этим предположениям выясняется, что президент Петр Порошенко на эти два дня (13 и 14) отбыл с рабочей поездкой на восток страны. Где, как сообщает сайт главы государства, собирается посетить Днепропетровскую область, Запорожье и некоторые районы Луганщины, подконтрольные Киеву.
Вопрос: значит ли это, что президент Украины пытается дистанцироваться от возможного бандеровского шабаша? Или просто боится неуправляемых националистов?
— Он не боится, — комментирует ситуацию украинский политический обозреватель Владимир Скачко. — Он пытается таким образом уйти от ответственности, если, не дай Бог, националисты, кажущиеся уже ручными, прикормленными, обессиленными, пойдут вразнос. Если они начнут бузить, то возможно абсолютно все. Вплоть до попытки нового путча и захвата власти. Или хотя бы попытки освобождения Сиротюка и Медведько, которые, как они считают, имеют вечную майданную индульгенцию. Раз патриот — ты неподсуден за любые преступления.
«СП»: — То есть, основные события как раз могут развернуться у Лукьяновского СИЗО?
— Я подобного не исключаю. И естественно, что это может вызвать определенные эксцессы, вплоть до вооружённых столкновений, как это уже было в конце августа.
Сейчас националисты как бы «держатся у сапога». Как собаки на поводке. Внешние кураторы Украины пока пытаются их не спускать и не натравливать на власть. Потому они и не дергаются.
Но мало ли что может произойти. Скоро выборы. Есть стремление любыми способами поднять свою популярность. Заявить о себе. Задекларировать, подтвердить свои прежние устремления о том, что они являются «солью нации» и авангардом борьбы за мировое украинство. Но главное, действительно, последний раз сыграть на волне патриотизма перед выборами.
Имеется в виду «Свобода», оттесненная уже от власти, абсолютно маргинализирующийся «Правый сектор», маргинальные ОУН и УПА, и другие мелкие националистические структуры.
«СП»: — Получается, Порошенко, самоустраняясь, как бы дает националистам полный карт-бланш?
— А это излюбленная тактика украинских властей: как только намечается что-то «горяченькое», лидеры уезжают из Киева. А то и из страны.
Могу напомнить, как в начале «девяностых», когда арестовывали националиста и диссидента Степана Хмару, и брали штурмом киевскую гостиницу «Украину», размазывая по стенкам добровольных его защитников, Леонида Кравчука как раз не было в столице. Когда в 1995 году хоронили патриарха УАПЦ Владимира, Кучма уехал их Киева. А милиция так «перелопатила» дубинками толпу, что патриарха того пришлось хоронить не в храме, а рядом, в вырытой наспех могиле.
И Порошенко не придумал ничего лучше, как просто уехать из столицы «во избежание». Потом, если все пройдет тихо, он скажет, мол, «вот, видите, я даже в праздник работаю. Пекусь о Родине. Езжу по «горячим точкам». Поддерживаю. Подбадриваю в борьбе за целостность.
«СП»: — А если будет все плохо?
— Будет плохо, начнет, как всегда, врать, успокаивать, задабривать и забалтывать.
Так что, ничего удивительного в его отъезде нет. А для националистов, повторюсь, их акция — это последняя попытка перед выборами заявить о себе, что, мол, «мы еще сильны!»
«СП»: — А как вы объясните данные украинских социологов, которые утверждают, что сторонников УПА впервые стало больше, чем противников. 41% против 38%.
— Таких социологов мы уже лет двадцать называем «сосиологами». Они обеспечат вам любой рейтинг. Сколько заплатите, такой и рейтинг. Проще говоря, «кто социологию танцует», тот получает от нее и нужный результат. Это ничего не значит. Назначение у подобных вбросов одно — показать, что национальная идея украинства, построение «украинской Украины», по-прежнему является содержанием и «столбовым» понятием общественного мнения.
По большому счету, люди до сих пор на двух третях Украины как не знали толком, что такое УПА, так и не знают. Люди знают, что были какие-то бандеровцы. Раньше они были врагами, сейчас оказываются патриотами. Просто переключили клемму восприятия.
«СП»: — Но как-то очень удачно подгадали с этим опросом…
— Нужны же какие-то реперные точки в овладении общественным мнением и информационным пространством. А тут праздник защитника Отечества. И пытаются вытеснить из памяти прежних защитников Отечества. Раньше ведь защитниками Украины были воины Красной Армии, которые спасли и освободили ее от гитлеровских захватчиков. Теперь защитниками Украины считаются слуги Гитлера. Идеологические и военные союзники Вермахта — украинские буржуазные националисты. И для того, чтобы сменить «плюс» на «минус», «красных» на «желто-синих», приводятся вот такие данные. Якобы люди теперь осознали свои ошибки.
А кто мог осознать? Никто ничего не осознавал. Потому что три четверти украинских семей до сих пор помнят и оплакивают своих родных и близких, которые погибли, защищая Родину от фашистов. Вот эту память у них хотят отнять. Идет переформатирование восприятия действительности по принципу: кто управляет настоящим, тот может претендовать на управление в будущем.
***
Исполнительный секретарь движения «Гражданское действие» Украины, политолог Андрей Мишин, в свою очередь, не ждет от националистов громких выступлений:
— На самом деле, очень преувеличен информационный повод. Потому что сегодня маятник радикальных движений уже прошел свой пик. Электоральное поле еще нестабильно, еще остается агрессия. Однако можно сказать, что ни у одной из праворадикальных организаций сил для проведения полномасштабного протеста и мобилизации своих сторонников просто нет. Так же, как нет и электората. Фактически весь радикальный класс прошлым летом и этой зимой остался на полях «АТО». Последние всплески были 31 августа. На данный момент, мы можем видеть, что основные радикальные силы локализованы.
И этот марш, скорее, часть избирательной кампании с участием всех этих правых сил. Только голоса «Свободы», голоса Радикальной партии забирает себе «УКРОП» и «Батькивщина». «УКРОП» не может полностью быть радикальным, потому что он зависит от олигарха Коломойского. И здесь есть консенсус с президентом. То есть, практически, ни кадровых ресурсов, ни материальных, ни, тем более, временных подготовить какую-то масштабную акцию у радикалов нет.
Заодно и нет причин для нее. Поскольку «Майдана-3» в ближайшее время быть не может. Да, и Внутренние войска полностью контролируют ситуацию.
*В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.