- Ваше Высокопреосвященство, как бы Вы охарактеризовали положение, роль Церкви в современном обществе Молдовы?
— Сейчас мы являемся свидетелями того, что очень много людей повернулись лицом к церкви. Нередко перед церковью — будь это в общественном транспорте, будь это пешеходы — они осеняют себя крестным знамением, кланяются с благоговением святому храму. Еще несколько лет назад таких людей было гораздо меньше.
К сожалению, сейчас наблюдается тенденция к секуляризации Церкви, то есть вытесняется всё духовное, церковное, божественное, на обочину жизни. Хотят приучить нас к жизни без Бога, без Церкви, повторяют, мне кажется, те же самые ошибки, которые были при советском атеистическом образе жизни, когда хотели строить новый мир без Бога.
Помните, наверное, лозунг — «Мы наш, мы новый мир построим»? В конечном итоге всё это обрушилось, потому что на безбожии ничего хорошего не построишь. Думаю, что нынешние кишиневские правители повторяют ту же ошибку и делают попытки понравиться своим европейским хозяевам, стараются представить молдавское общество как общество либеральных ценностей без Бога.
Здесь Православная церковь Молдовы должна ярче выразить и обозначить свою позицию. В этом смысле мы и я как представитель Молдавской митрополии Русской Православной церкви малодеятельны, хотя бы потому, что если бы мы шире развернули свою деятельность — больше встреч, объяснений, семинаров, — тогда, я полагаю, процесс секуляризации Церкви в обществе сбавил бы свои темпы.
А так мы отдаляемся от Бога, особенно после принятия определенных законов, после того, как мы допустили, что нашей страной управляют не местные чиновники, а ЕС. А у нас послушные парни, которые всегда готовы кричать «слушаюсь» и выполнять без раздумий все указания Брюсселя. Европа давно не верит в Бога.
Молдавское общество в этом смысле хотят превратить в европейское — безбожное, как и сама Европа. И в этом плане Молдавская Церковь должна четче действовать, придерживаться истоков православного вероучения. Но, увы, мы очень бледно выглядим, не отвечаем нужным способом на те испытания, что предоставляет нам жизнь на пути к епропеизации общества, к сожалению.
- Давайте назовем закон, о котором идет речь.
— Это закон равенства шансов, или антидискриминационный закон, который снял всякие запреты на пропаганду гомосексуализма и тому подобное. Закон был принят 25 мая 2012 года. Хочу сказать, что я на протяжении уже трех лет сужусь с молдавской Фемидой по поводу моих высказываний, моих предупреждений православному народу быть более внимательными при наступлении диктатуры гомосексуализма, беречь свою душу, отдаляться от пагубности греха, навязанного народу этим законом.
И знаете что, во время многих хождений по мукам наших судебных инстанций самое страшное прозвучало приблизительно следующим образом. Те, кто меня обвиняют, обращаются к судье: «Ваша честь, не слушайте, что говорит епископ Маркелл, потому что он основывается на христианском, евангельском учении».
Но законодательство республики Молдова входит во все большее противоречие с Библией. Когда власти пытаются нас лишить наших вековых православных традиций — они совершают непростительный грех. Я всегда, несмотря ни на что, буду призывать народ к тому, чтобы люди находили возможность уклоняться от исполнения этих антихристианских, душегубительных законов, не сулящих добра ни государству, ни человеку как члену общества.
Чуть более трех лет прошло с момента принятия закона о равенстве шансов, но они столько наломали дров. Я не побоюсь этих слов, я готов предоставить доказательства — у нас с 25 мая 2012 года наступил гомосексуалистический диктат. Именно ЛГБТ-сообщество диктует, как нам жить. Им везде все позволено, им все двери открыты, а с нами, подавляющим, почти стопроцентным, большинством, никто не считается. Одним словом, какие-то пару десятков гомосексуалистов диктуют, как нам жить. Они очень либерально ко всему относятся, у них, что называется, к ноге пристроена и юстиция, и полиция, к сожалению, не будем говорить о верхушке власти.
- При Вашей поддержке и по Вашему благословению в Кишиневе были организованы многочисленные протестные митинги верующих Молдовы.
— Я без всякой утайки выражаю учение Православной Церкви. Я архиерей Русской Православной Церкви, я принес клятву на верность учению Христову и Церкви не один раз и потому считаю, что я всего лишь делаю то, что должен, и не более того. Видать, это кому-то не нравится. Попытки запугивать, шантажировать, очернить меня, затаскать по судам — все это преследует одну-единственную цель — закрыть мне рот. Но если я замолчу — «камни возопиют».
- Известны какие-то конкретные проявления этого закона в жизни, в частности, молдавской паствы?
— После принятия закона 25 мая 2012 года широко распахнулись двери возможностей для гомосексуалистов. Они попытались, кое-где небезуспешно, проникнуть и в школы, и в детские сады. Например, печально, но нужно сказать, что румынское правительство «подарило» безвозмездно большую партию книг по, простите, сексуальному воспитанию детей. Они должны были на первых порах внедрить этот курс как вольное посещение, а через месяц-другой — как обязательный предмет.
Благо, Церковь тогда высказалась против и, слава Богу, все это приостановлено. Например, у меня в епархии в Бельцах мы согласовали свои действия с муниципальным советом, и было принято решение складировать где-то эти книги, которые собрали со всех школ. Значит, они могут быть еще использованы. Мы должны быть начеку, потому что не сегодня, так завтра эта проблема всплывет, и кто-то попытается по-новому внедрить ее в школах.
Потому что цель гомосексуалистов — это не мы с вами, взрослые сформировавшиеся люди, личности. Они целятся на воспитательные учреждения с тем, чтобы переиначить способ мышления подрастающего поколения, чтобы расширить свои ряды. Самое страшное, что в этих книгах ставится знак равенства между обычным, Богом благословенным браком, и гомосексуальным «браком». Что христианская семья — муж, жена, дети, — ничем не отличается от гомосексуальной семьи. Вот это самая страшная цель, которую преследует эта книга.
- Владыка Маркелл, отдельная тема — создание в 2007 году Бессарабской митрополии на территории Кишиневской.
— Бессарабская митрополия является неканонической, это политформирование, которое раскололо Православную Церковь Молдовы. Это не Церковь, это не митрополия, это не епархия. Это карманная митрополия неких политиков. Потом она стала усиленно финансироваться румынским правительством. Видать, им тоже что-то не нравится, потому что на протяжении последних семи-восьми лет о ней абсолютно ничего не слышно.
Количество их приходов как было на уровне 88 — я могу ошибиться в точном количестве, так остановилось на этом числе. Бессарабская митрополия собирает всё, что мы выбрасываем через забор. Священников, которых мы наказываем, там с распростертыми объятиями принимают. Вот кто входит в костяк Бессарабской митрополии. Я не сужу никого, но там Бога нет. Есть политика, есть тенденция стирания с политической карты мира республики Молдова, потому что все они ратуют за объединение с Румынией.
В последнее время румынскими политиками в республике Молдова предпринимаются большие старания, попытки привлечь диакона Андрея Кураева к тому, чтобы он выступил со своими «проповедями» о том, что Молдова должна получить полную автономию или автокефалию от Московского Патриархата. Это для нас смерти подобно, потому что сейчас, покуда мы являемся составной, живой, деятельной и гармоничной частью Русской Православной Церкви, мы живем по православному и спасаемся.
Не дай Бог нам оторваться от Москвы — это значит, мы лишимся молитвенного покрова такого большого сонма святых Русской Православной Церкви. И еще наши недруги, румыны, к примеру, когда разговаривают с нами, они имеют в виду, что мы представляем Москву, и они с этим считаясь, понимают, что они не могут много себе позволить. Если мы оторвемся от Москвы, это начало нашего конца, который наступит очень быстро. Потому что румыны спят и видят прихватить республику Молдова и тем более Церковь.
- Вы сказали, что создание Бессарабской митрополии стало причиной раскола внутри Молдавской Православной Церкви. Напрашиваются аналогии с Украинской Православной Церковью, где это произошло раньше и в намного большей степени. Как результат — множество случаев захвата храмов раскольниками, участившиеся за последнее время.
— Вы знаете, я не в курсе досконально, что происходит на Украине, потому что своих проблем хватает в республике Молдова. Печально, что братский православный украинский народ стреляет друг в друга с одной стороны баррикад, с другой — осеняют себя крестным знамением, снимают с предохранителя и нажимают на курок. Это душераздирающая правда и реальность.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы молимся о водворении мира на украинской земле. И нам в Молдавии нужен этот мир, потому что мы на грани срыва. Смотрю, сейчас поднялись тарифы на энергоносители, на газ, после этого последует подорожание всего. Мы молимся об умиротворении в обществе. Ну, а дальше — Господи, воля Твоя да будет.
- Подытоживая наш разговор — как Молдавской Православной Церкви отстоять себя в новых условиях?
— Молдова имеет единственную возможность выжить, просуществовать вопреки всему — это как можно больше сближаться с Москвой и со своим Патриархом. К сожалению, среди нас, священнослужителей, есть очень много симпатизирующих, например, европейскому обществу и образу жизни. Есть много противников того, что мы являемся составной частью Русской Православной Церкви. Это в основном священники, которые получили духовное образование в Румынии. Это те, которые неспособны сделать какие-то аналитические выводы. Их много, но я желаю, чтобы их было как можно меньше или вообще не было бы.
Иначе превращать Церковь в политический инструментарий — этого нам никто не простит — ни Бог, ни история, ни наши дети, ни мы сами. Поэтому, Господи, сохрани и благослови Молдову, сохрани единство Православной Церкви — в этом и суть нашей молитвы. Как я уже говорил, в ситуации, когда на нас нахлынула волна либерализма из Европы, единственная возможность выжить — сближение с Москвой.
Ион Бабой
Наша справка:
Епископ Бельцкий и Фалештский Маркелл, архиерей Русской Православной Церкви, несет церковное послушание на родине, в республике Молдова, в городе Бельцы; управляет епархией с 2006 года. Известен резкой критикой властей за попытки изменить образ жизни молдаван и переориентации духовно-нравственных ценностей народа; противник «евроинтеграции». С 2012 года судится с молдавскими госчиновниками за свои убеждения и церковную позицию.