Украинские политологи (Руслан Бортник, Кость Бондаренко) вангуют значительные изменения в правительстве еще летом — до начала активной фазы избирательной кампании. Я с ними согласен только отчасти.
Во-первых, крах правительства Яценюка прогнозировался уже давно. Собственно, его «умножили на ноль» еще в конце прошлого года, но… Распоряжение Нуланд держать Яценюка на посту премьера продолжает действовать. Без отставки же премьера качественно поменять состав правительства невозможно.
Вообще, насколько можно понять, посольство США интенсивно тушит любые конфликты во власти, которые могли бы привести к краху ее конструкции. Кажется, даже в Грузии «ручное управление» не принимало столь гротескных форм.
Во-вторых, именно сейчас президенту крайне нежелательно идти на какие-либо шаги, которые могли бы подорвать единство коалиции — ему ведь нужно принимать конституционные изменения, для чего нужно 300 голосов в Раде. 300 голосов в коалиции теоретически есть, а практически их давненько никто не наблюдает. Голосования, подбирающиеся к этому показателю, обеспечиваются голосами не входящих в коалицию фракций.
В общем, убрать какого-то министра совсем уж безнаказанно нельзя — надо предложить фракции замену. В относительной безопасности находятся, по-видимому, и министры-гастарбайтеры. Они, понятно, являются квотой президента, а попробуй убери того же Квиташвили — коалиция ведь перегрызется из-за его места.
Тем не менее, совсем исключать изменения было бы неправильно. Есть и причины для кадровых решений и даже, как ни странно, возможности.
Например, ходят слухи, что «Народный фронт» ослаб настолько, что ведет переговоры с БПП о совместном участии в местных выборах. Если это правда, и если договориться удастся, то НФ вполне можно уговорить пожертвовать кем-то из игроков премьерской команды. На самом деле, особая опасность касается только Авакова — президент всерьез занялся установлением контроля над силовыми структурами. А вот Яценюк не слишком-то заинтересован в защите милицейского начальника. И потому, что сам он растерял значительную часть своего влияния и рейтинга, и, вероятно, потому, что Аваков достаточно самостоятельный член команды (у него собственная мини-фракция в составе НФ) и, вполне вероятно, он будет играть собственную игру на местных выборах (конкретно — в Харькове).
Трудно себе представить, чтобы в случае весьма реального дефолта в июле не последовало бы оргвыводов. Это было бы как минимум некрасиво. Тут под ударом находится, прежде всего, министр финансов Яресько, которая и отвечает за переговоры с МВФ. Есть претензии и к руководительнице Нацбанка Гонтаревой. Что неприятно, обе дамы теснейшим образом связаны с самим Порошенко, а Яресько, по-видимому, еще и пользуется поддержкой с Танковой. Как президент будет выкручиваться из этой «спирали Бруно», я не знаю, но это и не мои проблемы.
А вот Шевченко и вовсе оказался «бесхозным». Внезапно оказалось, что он е представляет «Батькивщину», как изначально предполагалось, а вроде бы связан с экс-регионалом Александром Онищенко, входящим в группу «Воля народа» Игоря Еремеева. Оба занимаются торговлей нефтепродуктами и как-то даже естественно, что скандал вокруг Шевченко начался на фоне пожара на нефтебазе. Правда, желающих побороться за эту должность будет уж слишком много — она достаточно «хлебная». Так действительно можно порвать коалицию…
В общем, изменения в правительстве будут, но скорее всего не особенно существенные — сколько-нибудь уверенно можно говорить только о трех министрах. Причем у всех из них есть сильные стороны. Теоретически даже Шевченко может сохранить пост, если его уход будет означать жесткий конфликт внутри коалиции.