Во вторник 19 мая Верховная Рада одобрила два законопроекта, которые дают «право» правительству Украины не платить по своим обязательствам. Как подчеркнула министр финансов Наталья Яресько, платежи приостановятся, если не будет найдено решение, которое предусматривает списание части основной суммы долга, а также, как возможное дополнительное условие, отсрочку выплат процентов.
В Киеве считают, что кредиторы должны «простить» 15,3 миллиарда долларов. При этом ссылаются на то, что нынешний уровень государственной задолженности должен быть снижен до 71% ВВП. Подобный «аргумент» вызывает удивление: ведь у большинства западных стран этот показатель значительно выше.
Более того, по поступающей информации становится очевидным, что частные держатели около 75% обязательств Украины уверены, что средства на погашение долга у Киева есть. Подобное настроение, которое царит среди большинства западных инвесторов, говорит о наличии средств как на выплаты традиционно лучше гарантированных государственных обязательств Украины, так и частных долгов. О наличии денег свидетельствует и объявление министерства финансов Украины о том, что они готовы попытаться изыскать средства выше оговоренных расходов на военную составляющую страны в размере еще 17 миллиардов гривен.
Что касается облигационного долга Украины перед Россией в размере трех миллиардов долларов, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко на пресс-конференции в Киеве заявил, что Украине нужно погасить это обязательство. При этом он отмечает, что Россия предоставила средства под процент, который был ниже рыночного. На самом деле, здесь нет ничего удивительного: Россия всегда выстраивает отношения с Украиной как с близкой страной. В апреле 2014 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев приводил оценку помощи Украине со стороны России за всю новейшую историю этой страны — это порядка 250 миллиардов долларов.
Кстати, и сумма, вокруг которой ведется разговор о реструктуризации долга — 15,3 миллиарда долларов — практически та величина финансовой поддержки, которая была оговорена в декабре 2013 года между двумя странами.
Украина подошла к февралю 2014 года со значительным запасом экономической прочности, который невозможно было полностью растратить за год и четыре месяца. Отказ ряда западных инвесторов вести разговор об отсрочке погашения предоставленных кредитов логичен. В ситуации, когда у правительства Арсения Яценюка нет «дорожной карты» экономической политики Украины, они понимают, что, если согласиться и не забрать деньги сейчас, то дальше можно их вообще не увидеть. Между тем, Киев берет миллиарды долларов новых кредитов, в результате чего по прогнозу НБУ общий государственный долг Украины вырастет до конца года до 93% ВВП.
Цивилизованный диалог с кредиторами Украины, а не сомнительные законодательные инициативы Рады, дающие «право» не платить, был бы на руку обычным гражданам страны. Своевременное погашение обязательств гарантировало бы хоть какой-то уровень доверия со стороны инвесторов, даже несмотря на отсутствие внятной экономической политики Киева. Принятые же законы перечеркивают надежды на хоть какое-то достойное экономическое будущее Украины: доверие зарабатывается годами, а теряется в одночасье.
Напомню, что если в 2013 году ВВП Украины составил 177,4 миллиарда долларов, то в этом году едва достигнет отметки в 73 миллиарда долларов.
Неизбежное падение зарубежных инвестиций в страну, отток капитала, сокращение деловой активности иностранных компаний на Украине повлекут за собой масштабную безработицу, дальнейший рост цен и давление на курс гривны в сторону его понижения. Это сделает еще более невозможным нормальное исполнение собственных обязательств, а главное — ухудшит покупательную способность большинства населения на Украине.
Новое правительство на Украине умудрилось увеличить долговую нагрузку на страну с 41% до 73% ВВП. Куда пошли эти средства при таком катастрофическом падении уровня жизни большинства населения Украины?