Как стало известно Украина.ру из источников, близких к СБУ, в связи с этим «режимом» с 30 апреля по 15 мая киевскими властями введен усиленный контроль при пересечении границ Одесской области. На пограничных пунктах и в аэропортах Украины сотрудники погранслужбы и СБУ тщательно отслеживали всех, кто на майские праздники направлялся в Одессу и десятками «заворачивали» их обратно, зачастую – без объяснения причин. В Одесском аэропорту, в частности, был задержан корреспондент телеканала «Дождь» Денис Катаев. Ему сказали, что «цель его пребывания в Украине не подтверждена» и отказали во въезде в страну.
«В одесском аэропорту пограничники пускают только тех, у кого есть документальные обоснования – на похороны с заверенной справкой, если родные похоронены в Одессе, если есть там близкие родственники… Раньше они в основном мужиков не пускали, а теперь и женщин, причём даже немолодых. Мне повезло, что я летела туда до 30 апреля, но всё равно пришлось показать свидетельство, что у меня мама в Одессе похоронена», – рассказала нам одесситка с паспортом РФ по имени Елена.
«НА УКРАИНЕ СЕЙЧАС ХУЖЕ, ЧЕМ В АФГАНИСТАНЕ»
Украина.ру уже рассказывала о том, что из Киева был депортирован известный итальянский журналист Франко Фракасси, летевший в Одессу. Он был задержан в аэропорту «Борисполь» на основании того, что он пишет статьи, которые «наносят урон имиджу Украины». В прошлом году Фракасси сделал репортаж об Одесской Хатыни, в котором напрямую обвинил в трагедии 2 мая украинских неонацистов.
Как рассказала изданию Украина.ру итальянская правозащитница, руководитель миланского отделения Global Rights Of Peaceful People Светлана Вильке, эта история чуть было не закончилась скандалом:
«После того как Франко в аэропорту посадили в кутузку, в «Борисполь» приехал консул Италии. Но его не только к нему не пустили, с ним вообще разговаривать никто не стал! Тогда консул связался с послом Италии, а тот – с Аваковым. И только после нескольких настойчивых звонков Авакову инцидент был исчерпан».
Однако итальянского журналиста продержали в «обезьяннике» аэропорта четыре часа. «Консул сказал ему, что на Украине сейчас хуже, чем в Афганистане. И он был так напуган, что тут же вернулся в Рим», – возмущается Вильке.
«МНЕ СКАЗАЛИ, ЧТО Я В ЧЕРНЫХ СПИСКАХ СБУ…»
Болгарский журналист и общественный деятель Светослав Пройнов был приглашён в Одессу, чтобы почтить память жертв трагедии 2 мая, но в одесском аэропорту на его пути также встали доблестные украинские пограничники…
В начале апреля этого года Светослав подвергался нападению неонацистов в Одессе, когда приезжал в качестве делегата «Болгарской гражданской инициативы» на конференцию, посвященную национальным меньшинствам Бессарабии.
«В интернет-кафе на Решильевской они видели, что я собираю материалы на флешку, и хотели забрать ее у меня. Один ударил меня два или три раза, я его оттолкнул. Случайный прохожий остановился и заступился за меня. Нападавшие убежали», – рассказал Светослав Украина.ру. И добавил:
«Я хотел бы поблагодарить этого неизвестного одессита, который, несмотря на то, что был с дамой, пришел мне на помощь. В Болгарии люди такими были 10-15 лет назад…»
А вот одесская милиция от поисков нападавших отказалась. При том, что в другом интернет-кафе его уже ждали бандеровцы, которые впоследствии следили за ним всё время, пока Светослав находился в Одессе.
А 1 мая по прибытии в аэропорту Одессы рейсом из Стамбула он был задержан.
«Из разговора пограничников я понял, что в печати на моем паспорте при выезде с Украины есть какой-то индекс от 7 апреля. По нему они определили, что я в черных списках СБУ и сказали мне, что у меня запрет на въезд на Украину», – рассказал Светослав.
Журналисту сказали, что его вернут обратно в Стамбул ближайшим рейсом через полтора часа.
«Я сказал, что хочу говорить с консулом Болгарии, но мне ответили, что никто не спрашивал, чего я хочу, что им некогда и они немедленно должны меня посадить в самолет.
Мой багаж был при мне – рюкзак. Сначала сказали, что могу его взять как ручную кладь, но затем отобрали, сказали, что сдадут в багаж. Но не сдали, а взяли для обыска и украли. До сих пор я его не получил».
В паспорте поставили печать с запретом въезда на Украину и составили акт для службы миграции в Турции.
«В акте записано, что мой паспорт фальшивый, или что сомневаются, не фальшивый ли он… Кроме того, они сказали турецким службам, что я беженец-сириец, купил себе фальшивый паспорт в Стамбуле. Они заходили ко мне с автоматами по очереди. Мне стало смешно. Я засмеялся, и им стало стыдно…»
В Стамбуле представители миграционной службы задержали Светослава еще на два часа: нашли сотрудников, которые говорили по-болгарски, попросили другой документ, удостоверяющий личность, кроме паспорта.
«Хорошо, что у меня был и гражданский паспорт, и водительское удостоверение. Они убедились, что все мои документы подлинные. А один сказал: «Какой сириец, он же лучше нас по-болгарски говорит!»
Турки извинились и сказали, что в последнее время украинцы очень часто так делают: клевещут на невинных людей и депортируют их».