Государство это механизм, который связан тысячами мельчайших соединений воедино. В случае нарушения работы этих связей государство начинает работать со сбоями. Когда нарушения преодолеют некоторую критическую черту, механизм перестает работать. А дальше начинается поиск виноватых. Хотя, если разобраться, то виноватых ищут не там, и причины развала следует искать в другом месте и, скорее всего, не тем людям. Потому что признавать свои ошибки не любит никто.
В данной статье собраны три миниатюры, которые показывают, как на территории Украины перестает работать государство. Причем этот процесс начался уже очень давно (даже до Януковича). Просто с приходом новой власти развал системы управления страной пошел по ускорению, и остановить этот процесс может только чудо, в которое я не верю.
Приключения Зоряна Шкиряка
О злоключениях главы МЧС Зоряна Шкиряка и самолета Ил-76 со спасателями на борту можно писать сценарий. В начале 1980-х в СССР был снят первый фильм-катастрофа «Экипаж» о том, как летчики гражданской авиации, проявив чудеса героизма, спасали людей из зоны бедствия.
Попытка помочь пережившему страшное землетрясение Непалу, а заодно и эпопея с вывозом своих сограждан показали, в каком хаосе сейчас находится данное ведомство. Самолет вылетел не сразу после 25, а 29 апреля и… сел в Индии. Потом выяснилось, что он… сломался, и помощь уже понадобилась самим спасателям. Через два дня была доставлена деталь, которая… не подошла, и пришлось срочно везти новую. А это еще два дня.
За это время поляки, которым украинское МЧС пообещало бесплатную эвакуацию, разочаровались и… улетели. Двум россиянам прозрачно намекнули, что им следует выбираться самостоятельно, а украинцы… пока ждут, и их должны вывезти сегодня специальным чартером. Всего записалось на эвакуацию 70 человек. Гражданской авиакомпанией их можно было вывезти по 600 долларов за человека. Стоянка в Дели обходится 500 долларов в час. Как минимум будет 5 суток простоя. Плюс перелет, плюс… абсолютная бесполезность миссии. На спасательную миссию выделено более 7 млн. гривен, которых уже, похоже, не хватит. Причем зарегистрированных на спасение украинцев можно было вывезти за сумму 12.000*70= 840 тысяч гривен. Кто-то еще удивляется проблемам украинской армии в Донбассе.
Кстати: сломавшаяся деталь все это время находилась… в Индии, и конкретно, в Дели в центре по обслуживанию самолетов ИЛ. Но гордые украинцы то ли постеснялись, то ли забыли туда обратиться. Хаос в голове породил хаос во время чрезвычайной ситуации, для которой, собственно, МЧС и создан.
Вот, что интересно по украинскому МЧС:
- Туристов соглашались вывезти Россия и Австрия, но как-то не договорились;
- Деталь можно было привезти попутным рейсом, благо их десятки;
- В Дели находится центр обслуживания самолетов ИЛ;
- Деталь была в Дели на складе индийских ВВС;
- Украина к Дели за помощью не обращалась, самолет стоял на транзитной стоянке, и о поломке администрация аэропорта узнала из прессы;
Это все, что надо знать об эффективных менеджерах.
Что можно сказать. Позор. Но именно такие случаи и показывают истинную готовность структур к выполнению своих обязанностей. Ко всему этому хочу добавить (не в оправдание Шкиряка, которому с собой в Дели «выписали» еще и подругу), что развал службы МЧС начался давно. На моей родной Сумщине еще в бытность Януковича на область осталось то ли шесть, то ли семь пожарных команд. Только в больших городах. Остальные… это их проблемы. Все это тоже обосновывалось экономией. Судя по всему, новая власть досрочно закончила развал МЧС. Спасение граждан в экстремальной ситуации стало делом рук самих граждан. И это печально.
Так что это? «Зрада» саботажников или «пэрэмога» маразма над здравым смыслом? Возможно, ответом на этот вопрос станет вторая миниатюра.
Никто не хотел умирать (страна сплошных И.О.)
Для общественности как-то незаметно прошел… конкурс на соискание должности главы «Укрзализныци», закончившийся провалом. Все три соискателя, вышедшие в финал, ни дня не работали в системе. У некоторых были не в порядке документы и, имея «на руках» одного претендента, организаторы конкурса его отменили. В чем причина? И является ли эта причина системной?
Если ненадолго вернуться к «избранию» главы ЖД, то идет война кланов, которым наплевать на проблемы отрасли. Они хотят поставить послушного человека, который будет марионеткой в их руках. Учитывая, что кланов много, а должность одна, то война будет долгой, если не бесконечной.
А где тут система? Система состоит в том, что болезнь «И.О.» захлестнула всю страну. Более того, даже должность и.о. чиновника на Украине не пользуется популярностью. Это и понятно. Реальных рычагов власти нет. За все будешь назначен крайним. Зарплата в лучшем случае 2-2.5 тысячи гривен. Все надбавки сняты. Кем надо быть, чтобы согласиться занять данную должность? Самоубийцей. И поэтому лично меня не удивляют сотни вакантных должностей чиновников среднего и нижнего звена (в каждой области).
И когда кто-то из чиновников высшего звена в очередной раз заявляет о саботаже их гениальных решений на местах, так и хочется им сказать: очнитесь. Нет никакого саботажа. Просто выполнять тот идиотизм, который рождается в ваших головах (или, может, не в головах), выполнять просто некому. А тот, кто является и.о., не хочет брать на себя никакой ответственности, и зачастую назначен на эту должность в приказном порядке, и… мечтает сбросить данную честь на менее удачливого коллегу.
Как странно слушать оторванных от реальной жизни «героев майдана», которые ищут, а кого еще «отлюстрировать», и уже не находят. Потому что люди просто разбежались. Например, сейчас в Киеве вакантны должности десятков директоров департаментов и начальников управлений. А в областях некоторые территориальные подразделения центральных органов исполнительной власти вообще фактически не работают. Там нет ни одной штатной единицы.
И вот когда «революционеры» развалили госуправление до конца, в их «гениальные головы» пришла новая идея — реформа государственного аппарата. Проводиться она будет через административно-территориальную реформу страны. Но это тема уже третьей миниатюры.
Реформа вызовет войну кланов
На Украине запущен процесс оптимизации государственных расходов. Логика такова. Сократим количество районов, а следовательно, и количество учреждений здравоохранения и образования, в разы. Каждая область (пока) будет поделена на 3-5 районов. Логика проста. Сделать районы по 150 тысяч человек, что уравняет избирательные округа с админграницами. Уверен, что это только первая часть большой реформы. Следующая (логичная) — это объединение нескольких областей в… земли. Но это пока не объявлено, а потому анализируем то, что будет в ближайшее время.
На осень назначены выборы в местные органы власти. Учитывая спешность пропуска реформы через гражданские слушания в разных областях (Одесса, Николаев, Сумы и другие), можно с уверенностью говорить, что вводить ее будут до выборов. Иначе сами выборы теряют смысл.
Сама идея здравая. Решение давно назрело. Но люди, которые ее задумали и хотят провести, к сожалению, движимы не благородными порывами, а жаждой наживы и, к тому же, не обладают кругозором государственного человека.
Параллельно с административно-территориальной реформой продвигается идея непродления моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Насколько мне известно, по областям уже сидят представители иностранных «контор», готовых за копейки скупить уникальные украинские черноземы. Как показывает практика последних лет, главной проблемой при этом становится сопротивление местных общин (громад).
Жители одного села, хорошо знающие друг друга, понимают общность интересов и всячески их отстаивают. Для них земля их предков — это единственное оставшееся богатство, которое у них хотят отобрать. Создание мегагромад с правами сельских советов решит для транснациональных корпораций эту главную головную боль. По сути, новые громады будут равносильны нынешним районам, где чиновники делают с людьми все, что хотят.
Люди уже сейчас задают вопросы о том, что будет с больницами и школами. Я могу ответить на него уже сегодня — их не будет. Будет одна большая школа на «громаду» и одна больница на район, которых станет раза в 3-4 меньше. Но и это можно было бы принять, если бы это в конечном итоге привело бы к улучшению качества образования и лечения. Но чиновники в Киеве уже сейчас говорят, что главная цель — уменьшение расходов на население. Они предельно откровенны, а потому сейчас я абсолютно уверен, что они говорят правду.
Следующая проблема, которая является косвенным следствием данной реформы — это возобновление бандитской войны по переделу собственности и контролю над территориями. Многие местные элиты, которые вырвали право обворовывать земляков, вынуждены будут уйти и уступить место новым хищным бандам «патриотов», которые вооружились до зубов и будут искать свое место под солнцем. Мест предполагается в разы меньше, а ряды претендентов выросли. А значит будет большой передел со взрывами, убийствами, перестрелками. Даже хуже, чем в 90-е. Этого уже не избежать.
Выводы. Сложив воедино все три миниатюры, мы приходим к следующему выводу: государственное управление Украины разрушено. Это разрушение уже опасно для жизни простых граждан. А очень скоро попытки непродуманных реформ ввергнут остатки страны в страшную внутреннюю войну всех против всех. За место под солнцем.