Как нам обустроить украинскую Конституцию - 24.03.2015 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как нам обустроить украинскую Конституцию

Читать в
Свой взгляд на тему конституционной реформы опубликовал Алексей Жмеренецкий в статье под заголовком «Историческая ловушка недоверия, или Кто способен изменить все?» в интернет-издании «Українська правда». Редакция «Украина.Ру» публикует перевод этой статьи с небольшими изменениями и сокращениями

Почему одни народы успешные, а другие нет? Научные дискуссии вокруг этого вопроса не утихают на протяжении последних столетий.

В поисках определяющих факторов успеха народов, рассмотрен широкий спектр факторов: совокупность ценностей и жизненных установок населения, особенности политических и общественных институтов, структура экономики и внешней торговли, траектории технологического развития стран и тому подобное.

До сих пор исследователи пытаются определить система образующие факторы, которые не сводятся к отдельным отраслям. Обычно называют увеличение социального капитала населения, уменьшение «трения» делового взаимодействия, так называемых «трансакционных издержек», и возникновения стратегической консолидации общества вокруг долгосрочных наукоемких проектов.

Еще глубже фактором все чаще считают степень взаимного доверия в системе. Такое мнение подтверждает статистическая взаимосвязь, корреляция, параметров доверия с ключевыми показателями развития страны.

Ведь разве можно вкладывать деньги в банки сохранять в гривне, если не доверяешь государству и финансовым учреждениям? О каких благоприятные условия ведения бизнеса или инвестициях может идти речь, когда нет доверия к деловым партнерам и институтов, гарантирующих защиту прав?

Многочисленными исследованиями подтверждено, что именно доверие формирует фундамент готовности принимать на себя предпринимательские риски, участвовать в общественной и государственной жизни, уменьшает потери на администрирование и привлекает капитал.

К сожалению, за последние 23 года мы совершенно потеряли доверие людей к основным институтам государства. Недавнее социологическое исследование, по-прежнему демонстрирует печальные реалии — тотально низкий и падающий уровень доверия ко всем ключевых институтов и политических игроков.

Как известно, коррупция процветает именно там, где не работают государственные институты, где нет взаимного доверия.

Так, по мнению большинства опрошенных социологической группой «Рейтинг» в марте 2014 — 63% респондентов считают борьбу с коррупцией первоочередной реформой. Традиционно по индексу восприятия коррупции — Corruption Perceptions Index от Transparency International в 2014 году Украина занимает 142 место из 175 позиций, десятилетиями балансируя между худшими показателями. Но может ли тот, кому доверяет общество найти поддержку в борьбе с коррупцией?

Ситуация значительно осложняется одним из самых высоких в мире уровней экономического неравенства населения в Украине. Институт демографии и социальных исследований НАН Украины указывает на экспертную оценку, по 40 кратной разницы в доходах бедной и богатой части населения.

Распределение активов по индексу неравенства «Джини» в 2013 году по шкале от 0 до 100, где 100 означает концентрацию всех активов страны в одних руках, составляет уровень неравенства 90.0 (Global Wealth Databook 2013, CreditSuisse).

Основная часть населения остается за чертой бедности. Это углубляет конфликт интересов в обществе и увеличивает уровень недоверия к государству, исторически выражает интересы состоятельного меньшинства.

В условиях недоверия к государству, любые инициативы по принципу «сверху вниз» воспринимаются обществом, как враждебные, какими бы полезными они потенциально не являлись.

Общество ожидает от государства и его представителей только зла, возникает историческая ловушка, когда уровень недоверия блокирует любые изменения, а отсутствие изменений углубляет недоверие.

Однако существует еще одно измерение доверия — непосредственное доверие между людьми внутри общества. За последние десятилетия украинцы не могли похвастаться этим качеством. Так, согласно отчетам World Values Survey, недоверие к согражданам всегда держалась на высоком уровне.

Это обстоятельство значительно осложняло формирование гражданского общества и настоящего народного политического движения, порождая лишь «частные» политические проекты, которые доминируют за счет агрессивной рекламы и манипуляций.

К счастью, относительное преимущество уровня межчеловеческой доверия над недоверием к институтам в ходе трагических событий Майдана 2013-2014 и войны на Востоке, дала шанс на выход из исторической ловушки. Критическая ситуация сформировала в обществе «магниты» доверия.

Так, по результатам декабрьского исследования, проведенного Киевским Международным Институтом Социологии (КМИС), подавляющее большинство граждан Украины, сегодня доверяет только волонтерам, добровольческим батальонам и общественным организациям. Более того, доверие выражается в конкретных физических действиях — материальной поддержке и участии в совместных делах. Вместо уплаты налогов — добровольные пожертвования, вместо выполнения обязанностей — почетное служение. Получается, что именно эти новые носители доверия могут внедрять изменения, с наименьшим сопротивлением и с наибольшей общественной поддержкой.

Что и как можно изменить?

За последний год, не впервые, на повестку дня общественных ожиданий одновременно поднялся целый ряд древних болезненных вопросов, которые во многом и привели к силовому противостоянию.

Новые административно-территориальное деление, бюджетные отношения, новые принципы пользования национальными богатствами, стандарты прозрачности собственности и финансов, система мотивации государственных служащих, инструменты общества по контролю и влияния на государственные институты, преодоления системного неравенства людей и тому подобное.

Такие проблемы могут быть решены только путем изменения фундаментальных принципов системы и основных законов, установление принципиально нового общественного договора.

Одновременного просмотра, как Конституции, так и переукомплектации управленческого и политического истеблишмента. Сразу приходит не мысль про всем знакомый вариант проведения таких изменений — утверждение новой Конституции, в которой были бы заложены ключевые новации через проведение общенационального референдума.

Однако, пока трудно представить себе человека или организацию, которая выйдя с подобным проектом Конституции должна достаточное иметь доверие от большинства общества. Ввиду отсутствия у власти мандата доверия на осуществление конституционных преобразований, перед украинским обществом как никогда остро стоит потребность в легитимном механизме осуществления фундаментальных изменений самостоятельно.

В ходе Всемирной истории во многих странах возникали подобные кризисные ситуации, времена после и в результате каких-то чрезвычайных событий, войн и революций, системных кризисов, когда необходимо пересмотреть и изменить весь жизненный уклад.

Для этого обычно применялся механизм учредительного собрания, которые имели одновременно, как символическую, так и практическую роль. Собрание представителей народа были призваны выработать или изменить основные законы государства, на правовой основе, оформить новый государственный и общественный строй.

Первые Учредительные собрания, или Конституанты, были образованы в США (1774) и Франции (1789) в XVIII веке.

Однако никакие из таких учредительного собрания прошлых времен трудно считать образцом для подражания. Ведь они происходили при участии представителей узкого слоя элит, или по принципу классических манипулятивных внеочередных выборов, при участии партий и известных политиков. Подобный подход в Украине показал свою несостоятельность, чтобы привести в органы власти достаточное количество порядочных представителей.

Интересен прецедент в новейшей истории — опыт Исландии. Когда возникновение глубокого политического и экономического кризиса в 2009 году, привело к массовым уличным протестам в результате которых было объявлено внеочередные выборы в парламент.

Однако недовольство народа не исчезло — и новоизбранный парламент в новом составе созвал Национальный форум, который и начал формирование народной Конституционной Ассамблеи, чтобы общество могло самостоятельно разработать проект новой Конституции своей страны.

Для участия в Конституционной Ассамблеи от 320000 человек населения Исландии были приглашены 1500 человек в возрасте от 18 до 80 лет. 1200 человек были выбраны случайным образом из национального реестра, а 300 были представителями предприятий, учреждений и других групп.

Работа Ассамблеи привела к выбору 25 человек, которые не принадлежат к политическим партиям. «Комитет двадцати пяти» рассмотрел 3600 письменных замечаний со стороны общественности и подготовил проект Конституции. 20 октября 2012 основные положения новой Конституции были утверждены референдумом.

Как видим, даже в случае Исландии процесс администровался парламентом, чего Украина не может себе позволить из-за отсутствия доверия к политикам и игнорирование истеблишментом народных интересов.

Итак, Украине нужен уникальный в мировой истории механизм, который обеспечит независимость разработчиков новой Конституции от любых групп интересов, прозрачность процесса, общую включенность населения и инструменты защиты результатов работы.

Механика изменений

Анализ законодательства показывает, что для кардинального изменения правил жизни в Украине существует два правовых инструмента: Верховная Рада и всеукраинский референдум.

Но в случае если нужно принять новую редакцию или изменения Конституции процедура референдума по народной инициативе невозможно без предыдущего участия Верховной Рады и Конституционного Суда.

Законопроект о внесении изменений в Конституцию подается в Верховную Раду президентом или не менее чем двумя третями от конституционного состава парламента и только после положительного заключения Конституционного суда и голосования «за» не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады (300 депутатов) утверждается всеукраинским референдумом, который назначается президентом.

В ситуации, когда все ветви власти контролируются узкими группами частных интересов, вероятность добровольного содействия органами власти проекта народной Конституции стремится к нулю. «Старая система» прочно закрепилась, как во властных кабинетах, так и в юридической плоскости.

Однако за последнее время мы убедились, что у народа всегда остается последний аргумент — «улица» и возможность хоть и не утвердить институционально направления, но все же разработать и отстоять свой проект Конституции.

© РИА Новости . Михаил Маркив / Перейти в фотобанкРуководители Украины возложили цветы к памятнику создателю первой украинской конституции
Руководители Украины возложили цветы к памятнику создателю первой украинской конституции

Таким образом, возникает ряд задач на пути к изменениям:

Разработать инновационный проект народной Конституции, отвечает вызовам современности — привлечь широкие слои украинского общества к разработке.

Сформировать доверие и широкую поддержку обществом проекта Конституции — обеспечить абсолютную прозрачность и свободное участие населения, обратная связь разработчиков с каждой неравнодушным человеком, обеспечить механизмы незаангажированного представительства и противодействия негативному влиянию врагов.

Действиями с привлечением крупных общественных групп отстоять разработан проект, в том числе «на улице».

Символом изменений, по-прежнему в истории, могут стать Учредительное собрание — как инструмент выражения непосредственной воли народа, реализован гражданским обществом без государственных институтов, чиновников и старых политических игроков, которые окончательно исчерпали народное доверие. Реализация такого механизма — главный вызов для гражданского общества сегодня.

Об авторе: Алексей Жмеренецкий, инициатор общественного движения «Украина — это Я», координатор дискуссионного клуба «КОЛО» («Круг»)

Оригинал публикации

Перевод — Украина.Ру

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала