Телекритика опубликовала статью про газету «Вести». Ниже — мой ответ на эту статью. Я его уже отправил Наталье Лигачевой. Публикую и здесь. Ссылка на статью в «Телекритике» — ниже по тексту.
Ничто не совершенно в этом мире. В том числе и газета «Вести». Всем есть куда расти. Всем нужно проводить работу над ошибками и заниматься саморазвитием. Поэтому я всегда готов с благодарностью выслушивать критику в адрес нашей газеты.
Однако для меня важно кто критикует «Вести». Имеет ли он на это моральное и профессиональное право.
Поэтому извините, но я не готов выслушивать и как то комментировать то, что пишет о газете Телекритика и Институт Массовой Информации (ИМИ).
«Телекритика» после Майдана сыграла и продолжает играть крайне деструктивную роль в журналистском сообществе. Она насаждает нетерпимость к чужому мнению, делит журналистов на правильных и неправильных, исходя из их гражданской позиции. Телекритика поддерживает гонения на «неправильные» СМИ со стороны чиновников, силовых структур или истеричных сообществ в социальных сетях. Телекритика активно защищает право власти на репрессии против медиа, если они кому то кажутся недостаточно патриотичными.
Поэтому, по моему глубокому убеждению, «Телекритика» не имеет никакого морального и профессионального права давать оценки каким-либо СМИ или журналистам.
В том числе речь идет и об этой статье. Чтоб не комментировать весь бред, который там написан, приведу лишь один пример. Газету «Вести» критикуют за то, что мы, также как и все СМИ, используем в своих публикациях анонимные источники. Да, используем. Но только когда мы уверены в источнике и его слова подтверждаются и по другим каналам. Но мы никогда не публикуем вот такое вранье, которое сегодня опубликовала ДУСя — «дочерний» сайт «Телекритики». Это я пишу к тому, что те СМИ, которые публикуют столь очевидную ложь, вряд ли могут оценивать иные медиа.
Впрочем, смысл статьи «Телекритики» содержится в самом последнем абзаце: «З огляду на все вищевказане, Інститут масової інформації підготував звернення до Комісії з журналістської етики з проханням дати оцінку фактам, наведеним у цій статті, та ще низці фактів, які до цієї статті не увійшли за браком місця, але були зафіксовані експертами ІМІ під час вивчення номерів газети «Вести».
То есть, грубо говоря, перед нами донос. Сейчас власти, как известно, ведут кампанию против нашей газеты. Через уголовные дела ничего не нашли, поэтому пытаются нас всячески дискредитировать, чтобы оправдать репрессивные меры вне правового поля, которые сейчас, по нашей информации, активно готовятся. И данная статья на «Телекритике» — всего лишь часть этой кампании. Авторы помогают чиновникам бороться с нашим изданием.
И вот тут, собственно, и стоит сказать о главной проблеме украинских СМИ. О которой большинство наших коллег знает, но говорить стесняется. Я не постесняюсь.
Главная проблема в том, что значительная часть украинских журналистов (далеко не все, конечно) после Майдана решила стать холуями действующей власти и примкнувших к ней олигархов. Кто за деньги, кто за идею (по патриотическим соображениям, ради «европейского выбора» и т.д.). Именно в качестве холуев власти журналисты весь прошлый год замалчивали или приукрашивали экономические проблемы, разжигали в обществе милитаристскую истерию и нетерпимость к чужому мнению, дегуманизировали жителей Донбасса, скрывали реальное положение дел на фронте, оправдывали все самые грабительские и антисоциальные «реформы» правительства («Гривня обвалилась? Не расстраивайтесь! Зато вам зарплаты и пенсии заморозят да тарифы в 5 раз поднимут, но нужно терпеть — в стране война, а мы в Европу идем»).
Именно в качестве холуев власти журналисты всегда в первых рядах любых репрессий против оппозиции, гонений на неудобные власти СМИ. Они аплодируют принятию законов, в сравнение с которыми «диктаторские законы 16 января» — образец защиты прав человека. Они восхищаются мусорной люстрацией и требуют закрыть телеканал, потому что там в эфире появился Кобзон. А то, что этот канал власти хотят отобрать у его нынешних собственников — так это, наверное, просто совпадение. Любые социальные акции протеста против ставшей совсем уж невозможной жизни, они тут же клеймят позором как «происки Кремля».
Газета «Вести» сознательно отказалась от сомнительной чести быть холуями власти. Мы решили остаться журналистами. А это означает, что мы пишем и будем писать о том, что реально волнует людей. Об их проблемах, переживаниях и радостях. Нравится это власти или не нравится. И мы не будем делать вид, что это нормально, когда курс гривны за год упал в четыре раза на фоне тотального рефинансирования банков (особенно близких к влиятельным людям — авт.). Мы не будем писать, что обнищавшему народу нужно прыгать от радости при известии о повышении тарифов на коммуналку, при том, что коррупция в высших эшелонах власти бьет все рекорды. Мы не будем писать, что выход из Дебальцево — это гениальная операция по разгрому врага, если все участники событий, с которыми мы говорили, утверждают обратное. Мы не будем требовать, чтобы сажали людей за их убеждения, какими бы неправильными они нам не казались. Ибо не функция СМИ призывать к расправе и репрессиям. Функция СМИ — в любой ситуации заставлять власть действовать в рамках закона, как бы не хотелось кому то применить «революционное правосудие».
Я уверен, что подобная позиция со временем станет доминирующей в украинских СМИ. Уже сейчас, после Дебальцево и обвала гривны, я вижу, что многие журналисты меняют свое отношение к происходящему. Видимо, перейден какой-то предел вранья и ситуация в стране становится совершенно нестерпимой для любого нормального человека. Как правило, эти метаморфозы происходят сейчас с честными журналистами, которые много ранее прощали власти из идейных соображений. Полагаю, что процесс оздоровления будет не быстрым. И не простым. Но его нужно пройти.
Главное о чем бы в этой ситуации просил коллег — включать голову и не участвовать в играх власти. Последняя сейчас будет всеми силами отвлекать внимание общества от реальных проблем, выдумывая различные пиар-мероприятия. Гонения на «Вести» — одно из них. Мол, сепаратистов не победили, экономику разрушили, коррупционеров размножили, гривню обвалили. Зато по газете «Вести» вжарили! Ликуй Майдан! Победа!
Всем своим коллегам и друзьям я с самого начала Майдана говорю: сохраняйте здравый смысл, не принимайте ничего на веру, не давайте из себя сделать стадо баранов. Именно это и хочу сейчас всем еще раз пожелать. Удачи!