Благодаря участию в форуме представителей Министерства нефти Ирана, комитета по энергетике Государственной Думы РФ, ведущих иранских нефтехимических компаний, российских инжиниринговых и торговых компаний, были рассмотрены возможности сотрудничества России и Ирана в период санкций Запада против нефтедобывающих и нефтехимических отраслей промышленности обеих стран.
Достигнутые в 2014 году договоренности между Ираном и РФ открывают новые перспективы расширения двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Многолетние санкции Запада против Ирана не только не удушили экономику этой страны, но и привели к быстрому развитию отраслей реального производства, энергетики, транспортной сети. Последовательно проводя курс на индустриализацию национальной экономики, иранское государство добивается максимально возможного замещения импорта.
Благодаря уверенному присутствию государства в иранской экономике вкладываются крупные средства в комплексную переработку добываемого в Иране сырья. Грамотно выстроена политика в отношении иностранных инвесторов и экспортеров, в том числе тех, которые научились успешно обходить западные санкции. В частности, в стране введены длительные периоды льготного налогообложения совместных предприятий и зарубежных инвестиций; созданы благоприятные возможности для вывоза прибылей иностранными инвесторами; используется широкий спектр валют для взаиморасчетов и капиталовложений; действует прозрачная законодательно-нормативная база в инвестиционной и внешнеторговой сферах и т.п.
В результате объем производства, например, нефтегазохимической продукции в Иране за последние 10 лет возрос более чем вдвое, а ее экспорта — почти в 4 раза. При этом объем иранского импорта нефтегазохимических технологий и товаров нефтегазохимии из США, Канады, Японии и стран Евросоюза сократился за тот же срок почти на 75%. Директор отдела проектов Национальной нефтехимической компании Ирана (ННКИ) Марзини Шахдани говорит, что «в 2015-2017 гг. в Иране будет создано не меньше 17 новых нефтегазохимических объектов, ориентированных как на растущий внутренний рынок, так и на экспорт, в том числе в Россию».
За те же 10 лет энергетические мощности в Иране увеличились почти вдвое; минимум в полтора раза возросла протяженность иранской железнодорожной сети; более чем на треть возросла пропускная способность иранских портов. Эти и многие другие экономические успехи ИРИ достигнуты благодаря целенаправленной финансово-экономической политике государства.
Известный российский экономист Валентин Катасонов отмечает, что «Иран… стал своего рода учебным пособием, показывающим другим странам, как можно обходить санкции Запада». 35-летний опыт Исламской Республики в этом отношении поистине уникален.
Что касается нефтегазохимии, по уровню развития которой Иран близок к тому, чтобы войти в число мировых лидеров, то эта отрасль испытывает потребность в инвестициях и технологиях, которыми, по мнению иранской стороны, располагают российские профильные компании и предприятия. «Нефтегазохимия Ирана, — поясняет Раджаф Сафаров, руководитель Центра изучения современного Ирана, — производит всё более широкий ассортимент продуктов с превышением внутреннего спроса. Потому растет экспорт этой продукции и в Россию. Но многие сектора иранской нефтегазохимической программы, особенно в части изготовления современной продукции с меньшей сырьевой и энергетической ёмкостью, требуют технологий, которыми обладает Россия. А с учетом активного развития взаимовыгодных связей с РФ в Иране полагают, что вполне возможно и обоюдовыгодно российское содействие в реализации этой программы».
Если в начале 2000-х гг. продукты иранской нефтегазохимии ввозили 5 российских фирм, то к концу 2014-го — уже 15. Ассортимент иранского нефтегазохимического экспорта в Россию превышает в настоящее время 20 наименований. Срок этих поставок в столичный регион России — не больше 8 суток, что очень устраивает поставщиков. В связи с растущим спросом на эту иранскую продукцию в 2015-2016 гг. планируется создать склады иранских товаров, производимых иранской нефтегазохимической промышленностью, в российских портах Астрахань и Махачкала.
В этом сотрудничестве обе стороны стремятся уйти от долларовых взаиморасчетов. «Взаиморасчеты в национальных валютах или в китайских юанях и других валютах предотвращают завышение цен во взаимных поставках при расчетах в долларах США и существенно ускоряют процесс платежей — с одной-двух недель до одного-двух дней. Поэтому намечено развивать взаиморасчеты и через российско-иранские нацвалютные аккредитивы», — отмечают специалисты Национальной нефтехимической компании Ирана.
Возможно, пришло время взглянуть на проблему российско-иранского торгово-экономического сотрудничества шире. Как отмечает член комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов, «Иран и Турция откровенно говорят о том, что они хотели бы сформировать зону свободной торговли с РФ и ЕАЭС в целом». По многим экспертным оценкам, создание такой зоны позволит увеличить объем российско-иранской торговли более чем вдвое и расширить ее ассортимент минимум в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2013-2014 гг. Плюс к тому общая стоимость действующих и возможных российско-иранских экономических проектов превышает 100 млрд. долл., а их реализация позволит пополнять бюджеты каждого государства минимум по 1,5 млрд. долл. ежегодно.