Ключевым результатом переговоров стало подписание соглашения, предусматривающего предоставление немецких госгарантий под кредиты в 500 млн. евро, которые Украина собирается взять в банках Германии. Однако Киеву не удастся потратить эти деньги на очередные «реформы» — деньги целевым образом выделяются на обустройство восточных областей Украины. На них планируют восстанавливать инфраструктуру, мосты, больницы, железные дороги. Правда, как было особо отмечено, вопрос о том, кто конкретно будет тратить эти деньги, ещё будет решаться на уровне двух министров. С украинской стороны это будет как раз А.Абромавичус, с немецкой — вице-канцлер, министр экономики и энергетики ФРГ Зигмар Габриэль.
Сам факт включения в состав делегации Н.Яресько и А.Абромавичуса весьма показателен. Можно предположить, что гарантами получения новых займов выступают именно они. Их ключевая функция во время визита — заверить западных партнеров в том, что они лично будут следить за расходованием средств и что все высказанные Яценюком предложения/просьбы действительно имеют отношения к реальным экономическим проблемам, а не просто к желанию еще немного «потрясти» Европу.
Преподнесение 500 млн. кредита в качестве очередной «победы» Киева выглядит весьма интересно в контексте ожидаемой конференции доноров для восстановления Донбасса, которую так упоенно обещал, начиная с лета 2014 года, Яценюк. Судя по всему, эти 500 млн. и есть та самая «помощь Европы», на которую готовы пойти европейские страны. Не исключено, что сам факт выдачи этого кредита свидетельствует о том, что никакая конференция доноров так и не состоится.
Помимо подписания соглашения по кредиту были важны и переговоры с немецкими инвесторами, которые прошли под эгидой Восточного комитета немецкой экономики. Яценюк пытался убедить немцев в том, то им срочно нужно вкладывать деньги в украинский энергетический и сельскохозяйственный сектор. Прежде всего, потому что, по словам украинского премьера, Украине удалось победить коррупцию в энергетическом секторе: «У нас больше нет миллиардов долларов, которые утекали в карманы украинских олигархов».
Учитывая реальное положение дел в украинском энергетическом секторе, это заявление прозвучало не менее странно, чем его же недавнее признание, что Украина победила коррупцию на макроуровне. Ключевой же тут был вопрос с украинской ГТС. В этом контексте Яценюк отметил, что «принят закон, согласно которому западные компании имеют право инвестировать в украинскую газотранспортную систему и покупать до 49% акций ГТС. Южный поток «умер», а нужно обеспечивать транзит газа в страны-члены Европейского Союза». Есть обоснованные предположения, что реальный фон этой риторики Яценюка — явная неготовность Запада давать все новые и новые кредиты Киеву без видимой залоговой собственности. Помогут ли заявление Яценюка о возможном «счастье», покажет время. «Мы будем счастливы, если немецкие инвесторы придут к нам», — заявил Яценюк журналистам в Берлине в четверг по итогам встречи с канцлером ФРГ Ангелой Меркель.
Да, в целом, чем больше внешний долг Украины, тем Западу проще — он получает возможность осуществлять полноценное внешнее управление Украиной. Однако и этого теперь мало. Судя по всему, Запад решил, что настало время недорого скупать украинский стратегический ресурс по частям. И первым шагом тут будет ГТС. Собственно у Украины осталось не так много предприятий, которые действительно могут представлять интерес для западных собственников, но ГТС, безусловно, — один из таких ресурсов.
Естественно не обошлось и без обсуждения ситуации вокруг Донбасса. Основная дискуссия по этому вопросу состоялась во время встреч Яценюка с А.Меркель и во время его выступления в Немецком обществе внешней политики. И главное требование Яценюка (а в его ситуации правильно говорить — тихая просьба) — продолжение политики санкций: «У нас на повестке дня было лишь два пути. Первый — военный, но не уверен, что кто-то хочет получить третью мировую войну. Мы хотели избежать эскалации этого конфликта и его военного решения. Второй путь — ввести финансовые санкции. Идея санкций — повернуть Россию в сторону переговоров. И Россия должна заплатить цену, поскольку она осуществила международное преступление».
Киев продолжает навязывать ЕС дискурс «Наша безопасность — это ваша безопасность». «Безопасность на Украине и состояние дел на Украине имеют непосредственное влияние в целом и на Европейский союз. Чем больше безопасности и мира на Украине, тем больше безопасности и мира в ЕС», — сказал А.Яценюк во время встречи с А.Меркель.
Показательно, что эта мысль — почти на 100% повторение тезиса статьи Дж.Сороса, которая появилась как раз накануне этого визита. И в ней известный спонсор «цветных революций» говорит о том же: «Европа должна проснуться и признать, что ее атакует Россия. Помощь Украине так же должна рассматриваться как расходы стран ЕС на свою защиту. В этом контексте, обсуждаемые сейчас суммы являются незначительными».
По его мнению, сумма помощи Украине должна составлять не 15 млрд. долл. (которые и так невозможно собрать), а что-то около 50 млрд. долл. (в самом деле, еще больше, если посчитать сумму всех соросовских предложений). Можно не сомневаться, что эта статья Сороса — не просто абстракция, а программный документ-требование США на стратегическую перспективу.
Скорее всего, именно в духе этих тезисов и вел свои переговоры А.Яценюк с немецкими партнерами, требуя все новые миллиарды, увязывая в своих выступлениях Украину и ЕС в единую цепь.
Пребывание украинской делегации в Берлине не вызвало широкого отклика в СМИ. Как отмечает немецкое издание Deutsche Welle, «не потому, что в Германии утратили интерес к происходящему на Украине и в ее восточных регионах. Просто в то самое время, пока Яценюк с его министрами летел из Киева в Берлин, в Париже радикалы-исламисты расстреляли сотрудников французского сатирического журнала, что отвлекло внимание немецкой прессы. А если что и вызвало повышенный интерес берлинских журналистов, так это хакерская атака на сайты немецкого правительства, канцлера и бундестага в день прилета украинской делегации».
8 января стало известно, что Еврокомиссия приняла решение предоставить Киеву дополнительно EUR 1,8 млрд. макрофинансовой помощи в виде среднесрочного кредита. Новая программа должна быть одобрена Европарламентом и Советом ЕС. Так что соросовские тезисы в Евросоюзе читают.