27 декабря националистами из «Правого сектора» (деятельность организации запрещена в России, — прим. ред) и т.н. «Киевского патриархата» был захвачен очередной храм. На этот раз — в селе Колоденка на Волыни.

Православные возводили его 20 лет, а общину свою зарегистрировали еще в 1992 г. Как только строительство было завершено, в село стали наведываться в основном из райцентра — Новоград-Волынского — агитаторы из самозваного, непризнанного мировым православием т.н. «Киевского патриархата». В итоге в Колоденке таки появилось несколько сторонников истинно украинской «церквы». Они то и захватили с помощью правосеков построенный православными храм.

Предстоятель УПЦ МП: Нам остается молиться и поддерживать друг друга

Глава райсовета Рудныцькый на предложение благочинного округа протоиерея Стефана Маркевича решать вопрос в суде — по закону — ответил: «Зачем нам этот закон?! Проголосуем и все». Таким образом фашистская власть предлагает давно опробованный способ: в селе около 300 дворов, но членами православной общины являются 25 человек. Они-то и строили церковь. Однако вопрос принадлежности храма теперь будут решать все остальные — весьма далёкие от веры, но знающие, что «Київський паіархат» — это «шось наше», а «Московський» — «шось вороже». И будут после этого, как и раньше, обходить храм (превращённый уже просто в капище) стороной.

К такому же захвату готовятся накануне Рождества нацисты и в с. Оржица Згуровского района Киевской обл. В 2015 г. храм уже дважды подвергался нападению, однако его настоятелю о. Василию Богодееву вместе с прихожанами удавалось отстоять обитель. Теперь будет труднее. Поскольку придётся противостоять не только «активистам» из «УПЦ-КП» и бездельничающим по причине Минского перемирия «героям АТО».

28 декабря отец Василий участвовал в собрании священнослужителей Киевской епархии, которое проходило в Киево-Печерской лавре под председательством управляющего епархией Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.

«Большинство наших дел видны только Богу»

Открывая мероприятие, Блаженнейший предложил помянуть молитвенно почившим и — примета времени — зверски убитых 2015 г. церковнослужителей. В числе последних, напомним, настоятель киевского храма мученицы Татианы сорокалетний иерей Роман Николаев и монахиня Флоровского монастыря Алевтина.

Не стоит, наверное, и говорить, что убийства «московських попів» остаются нераскрытыми. Как и многочисленные акты вандализма по отношению к храмам. Тем не менее, открывшиеся в 2015 г. церкви епархия не страшилась освящать во имя, скажем, Матроны Московской или Луки Крымского. Первым однако горел в уходящем году Спиридоновский храм на Троещине. Символично, что — от брошенного в здание горящего колеса (оружия «Еврореволюции»). В Василькове били окна в алтаре храмов Николая Угодника и Антония и Феодосия. В последнем повредили витраж с изображением Спасителя. Свои претензии на эти храмы заявили не только филарэтовцы, но и — в случае с собором Антония и Феодосия, построенном в XVIII в. на средства Киево-Печерской лавры — униаты, которые здесь отродясь не водились. Трижды поджигали храм в честь иконы «Всех скорбящих радость» в Бабьем Яру. Возможно, это была месть за то, что приход собрал более 20 тыс. грн. на нужды беженцев с Донбасса.

Предстоятель УПЦ МП: Нам остается молиться и поддерживать друг друга

Всего же Киевская епархия собрала для вынужденных переселенцев около 200 т. вещей и тысячи тонн продуктов питания. Один лишь приход Спиридона Тримифунтского при содействии международной миссии «Милосердие без границ» направил в «зону АТО» 52 грузовика и 20 микроавтобусов с продуктами питания и одеждой на сумму более 20 млн. грн. При Владимирском духовно-просветительском центре (Голосеевское благочиние) действует бесплатная юридическая консультация для переселенцев. В Киево-Печерской лавре работает Центр гуманитарной помощи, пищевые и вещевые склады. Только здесь получили помощь более 17 тыс. вынужденных переселенцев. Благотворительный проект «Наша лепта», действующий на базе прихода храма Святителя Николая при 17-й больнице Киева (настоятель — протоиерей Владимир Косточка) помогает детям из малообеспеченных семей, детским интернатам. За 2015 г. проектом осуществлено помощи на сумму более 100 тыс. грн. — как остающимся на Донбассе, так и живущим в санаториях под Киевом. При многих храмах и благочиниях регулярно раздаются горячие обеды для малообеспеченных.

Впрочем, как отметил владыка Онуфрий, это лишь малая толика, сотворенная церковью для страдающего ныне народа. В большинстве добрых дел ни приходы, ни отдельные церковнослужители и миряне не отчитываются, и «дела эти известны только Богу».

Вместе с тем, кстати, предстоятель отмечает, что по данным Синодального отдела по благотворительности, количество обращающихся за помощью переселенцев в разы снизилось, что связано с их возращением домой на Донбасс.

Но, похоже, известные Богу дела канонической церкви на Украине, совершенно неведомы некоторым органам светской власти. Так 18 января 2015 г. Киеврада приняла решение лишить парафии УПЦ МП законных льгот по налогу на недвижимость. Лишь в судебном порядке спустя время удалось восстановить законность.

Если в былые годы УПЦ МП пыталась находить понимание в образовательной системе, и внедрять факультативы христианской этики в школах, то нынешний директор Департамента образования и науки, молодежи и спорта Киевской госгорадминистрации Елена Фиданян (экс-помощница главы комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования, депутата от яценюковского «Народного фронта», стажировавшейся по вопросам реформирования образования стажировалась в нью-йоркском Колумбийском университете), чётко указала на «невозможность содействию УПЦ МП относительно вхождения в учебный процесс».

Тем не менее, по словам Митрополита Онуфрия, «тесное сотрудничество налажено непосредственно с директорами некоторых школ». Миссионерский отдел плотно работал со Всеукраинской организацией защиты прав семьи «для поддержки института традиционной семьи». Участвовал в круглых столах с участием учителей, где излагал взгляд Церкви на современные т.н. «ценности». В 2015 г. Блаженнейший митрополит Онуфрий дал от имени Церкви благословение на деятельность открыто «гомофобской» организации «Родительский комитет Украины.

Предстоятель УПЦ МП: Нам остается молиться и поддерживать друг друга

И такая позиция, естественно, ещё одна немаловажная причина ненависти к церкви со стороны проевропейских СМИ (а других на Украине практически не наблюдается). «Сегодня мы все являемся свидетелями спланированной информационной войны, ведущейся против Украинской православной церкви с использованием откровенной клеветы», — напомнил в заключение доклада предстоятель УПЦ. И подчеркнул, что это требует особой ответственности от тех священнослужителей, которые своей безответственностью в интернете лишь подыгрывают врагу Церкви.

Многие присутствующие восприняли это как намёк на пакости, творимые автокефалистской группой, образовавшейся вокруг секретаря покойного Митрополита Киевского Владимира Олэександра Драбынко. Его деятельность собранием была оценена весьма нелестно. Но об этом — в следующей публикации.

Здесь же продолжим рассматривать итоги года Церкви, а не антицерковных групп.

Царство Небесное спустилось на землю

Церковь, как известно — не только духовенство, но и народ Божий. Вот его-то представители собрались за день ранее 26 декабря — на ежегодное собрание делегатов православных братств. Вел его глава организации «Православный выбор» (которой как раз исполнилось 10 лет) Юрий Егоров.

Конечно же, вспоминали о нападениях храмы, о том, как их защищали. Но признавали и то, что, как правило, захваты нацистам удаются там, где не поминался на службе патриарх московский.

Но были и радостные моменты в году Церкви на Украине. Руководство УПЦ МП перестало бояться давать благословление на проведение Крестных ходов. Так 6 мая по благословению Блаженнейшего «Православный выбор» провёл Крестный ход, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. А 9 мая уже все православные братства участвовали также в Крестном ходе, организованном Союзом Православных братств Украины, руководимым Валентином Лукияником. И это особо знаковое событие.

Прошлым руководством УПЦ МП, находящимся под заметным влиянием вышеупомянутого Драбынко, этот подвижник, еще при Кравчуке — коммунистическом гонителе Церкви — умудрившемся учредить в Киеве до двадцати православных общин (возродив в т.ч. несколько знаменитых ныне монастырей), отстоявший от Филарета с десяток храмов был «отлучён от Причастия». Незаконно — без церковного суда. Только за то, что выступал за единство Церкви — против автокефализации, проводимой командой Драбынко. В 2015 г. синод под председательством Митрополита Онуфрия снял с Валентина Борисовича прещения.

Важнейшим событием для Церкви в уходящем году стало празднование 1000-летия успения Святого Равноапостольного Князя Владимира. В молебне и Крестном ходе по данному случаю участвовало более 30 тыс. верующих со всей Украины и не только.

«Православный выбор» получил благословение митрополита Онуфрия на проведение многодневного Крестного хода по Киеву в честь этого знаменательного события. Таким образом Крестный ход, посвященный 1000-летию успения Святого Равноапостольного князя Владимира, проходил каждое воскресенье с 28 июля по 25 октября. Во всех его этапах участвовало в общей сложности около четырех тысяч верующих. Православные прошли по всем районам Киева, преодолев более 90 километров.

На собрании православной общественности был показан фильм об этом Крестном ходе. И вот что подумалось. Я в последнее время всё чаще называю Киев Кыйивом, поскольку казалось мне, мать городов русских умерла. Но, как на десятью праведниками спасались города в библейские времена, так и четырехмиллионный Киев держится на этих четырёх тысячах молящихся о граде сем и ещё стольких же, еженедельно причащающихся.

Поразили чудеса, происходящие во время молитв, в частности, рассказ о невоцерковлённой и даже не православной по большому счёту молодой женщине, которая выскочила к Крестному ходу только потому что, наблюдая его из окон своей кухни, вдруг ощутила очень сильный аромат цветочного мёда. Долго искала его источник, пока не поняла, что Кто-то её побуждает немедленно присоединиться к молитве.

Поразило количество молодых людей участвующих, как в молебнах, так и в собрании православных деятелей (не хочется писать слово «активистов», не только затасканно, но и опоганенное «новыми эуропэйцямы»).

Мощнейшую солидарность продемонстрировали православные и в Ровно, где в защиту единоверцев из села Птичья собралось 1500 человек во главе с архиереем. Казалось, мы в Царствие Небесном находимся», — делились впечатлением делегаты из Волыни.

Вот уже второй год в деятельности православных братств на Украине не принимает участие «Народный собор». Дело в том, что его руководству в составе Игоря Друзя, Дмитрия Жукова и Маргариты Зайдлер пришлось по известным причинам покинуть пределы государства. Но взоры их, конечно, обращены на Украину. Своими впечатлениями об ушедшем годе поделился с «Украиной.ру» ныне эксперт из группы по Украине при Российском Институте Стратегических Исследований Игорь Друзь: «Конечно, прошедший год для Украины был очень тяжелым. Продолжается сильнейшее давление на УПЦ МП со стороны правящего на Украине режима, который использует против нее любые рычаги.

Страдают православные люди, периодически разрушаются храмы под обстрелами во многих регионах Донбасса. Хоть таких сильных боевых действий, как раньше, там нет, но «вялотекущая бойня» продолжается. Идет сильнейшее информационное давление на Церковь, почти все крупнейшие СМИ Украины в этом участвуют в большей, или меньшей степени.

Предстоятель УПЦ МП: Нам остается молиться и поддерживать друг друга

Вместе с тем, считаю, что этот год менее сложен, чем предыдущий. Ведь в 2014 г. казалось, что все пропало. Власть на Украине захватили антицерковные силы, а внутри Церкви снова подняли голову Драбинко со товарищи. Однако православные собрались с силами, и ценой жизней и здоровья многих людей обратили ситуацию вспять. Бог рассудил иначе, чем хотели архитекторы нового мирового порядка и их марионетки на Украине.

Благодаря жертвенности многих архиереев, священников и мирян «канонически-автокефальный» раскол УПЦ МП удалось предотвратить, по крайней мере пока что. Иначе, как чудом это назвать нельзя. Как всегда, антихристианские политтехнологи не учли «фактор Бога» и фактор стойкости верных Ему христиан, готовых жертвовать собой за веру.

Даже «улица» перестала быть полностью бандеровской, как это было в первый период после победы майдана. По Киеву снова пошли большие крестные хода, тогда как еще недавно их не выпускали из Лавры неофашисты и чуть ли не проклинали предатели, захватившие важные посты в Церкви. Теперь их благословляют архиереи и они очищают город своими молитвами.

Киев еще не совсем пропащий город, в своих лучших людях он по-прежнему хранит звание Матери Городов Русских. Кстати, окончательно прояснилось, что никакие идеологии, никакие партии единство Руси не спасут, даже если играются с этим лозунгом. Главный стержень и опора Русского мира — это Церковь и христиане. В Киеве нет практически никакой другой активности здоровых сил, кроме как православно-патриотических. Впрочем, и до войны там все обстояло так же.

Вообще, ситуация всеобщего озверения на Украине — в сердце Святой Руси, еще раз доказала правоту Достоевского, который справедливо сказал: «Русский человек без Бога — дрянь».

Дмитрий Скворцов