Вперед, в прошлое
Статья в блоге Бориса Ложкина «Три идеи от грузинских реформаторов» вполне могла бы пройти незамеченной. Ну, собрались грузинские эксперты, ну обсудили в очередной раз прозрачную приватизацию и биткойны — и что из того? Однако третья идея «грузинских реформаторов» многих заставила забеспокоиться всерьез. Речь идет о «совершенно новой концепции сбора налогов — с помощью частных сборщиков». Как прокомментировал это сам Ложкин, «подход нестандартный, но многообещающий».
Украинцы занервничали: никак коллекторов узаконить собираются? Знаем мы их нестандартные подходы! Между тем, экономисты в очередной раз подтвердили старую истину: новое — это хорошо забытое старое.
«На эту «идею» нужно взглянуть несколько шире, чем просто на реализацию очередной безумной реформы в стране, ведь в ней отражаются мутационные процессы, происходящие в современной Украине, — говорит экономист Александр Дудчак. — Украина возвращается к феодализму намного быстрее, чем предполагалось изначально. Сбор налогов частными предприятиями — это, по сути, установление феодальной зависимости населения, в первую очередь мелкого и среднего бизнеса, от крупного капитала на определенной территории».
«В средние века это называлось «на откуп», — добавляет президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Работает это так. Есть план по сбору налогов. По конкурсу нанимается компания, которая берется собрать именно такую сумму налогов, и при этом сама она платит сумму будущих собранных налогов наперед. Бюджету хорошо — не нужно думать о непоступлениях. А вот налогоплательщикам не очень — ведь теперь с ними будет работать эта компания. Причем изначально она будет нацелена получить больше денег, чем было по плану — ведь им тоже нужно на что-то жить!»
С тем, что идея не нова, соглашается и заместитель руководителя ОО «Публичный аудит» Андрей Вигиринский. «Такая практика имела место и в США, и в РФ, и в Европе, но от нее практически все отказались, — говорит эксперт. — Если подобная идея будет проталкиваться в нашей стране, ее, скорее всего, подадут под соусом устранения коррупционных рисков».
Начнем за здравие, закончим за упокой
Тут возникает закономерный вопрос: почему фискальная служба не может собрать налогов даже по плану, а частные сборщики рассчитывают на сверхприбыли? И каким образом с украинцев собираются взимать долги?
«В теории эта частная компания — сборщик налогов должна работать более эффективно, — поясняет Охрименко. — Предпосылками для этого станут более высокие зарплаты сотрудникам, большее количество сервисов, грамотные консультации населения. Однако в Украине это вряд ли сработает. Скорее всего, как это у нас случается сплошь и рядом, начнем за здравие, закончим за упокой. Уже сейчас можно прогнозировать, что злоупотребления будут колоссальными. Уловок здесь можно придумать множество, и это будет отличный бизнес. Думаю, многие захотят дорваться до этой кормушки».
Андрей Вигиринский считает, что частное администрирование — это интересная тема, но просто как идея. Ведь в нашей стране, где аутсорсинг на таможне уже год не могут организовать, передача прав на администрирование налогов частным структурам выглядит даже не как восьмой, а, скорее, как 12-й эпизод «Звездных войн».
«Во-первых, отсутствует даже минимальная законодательная база для применения. Во-вторых, очевидно, что частная фирма физически не может заменить весь аппарат фискальной службы, а, значит, ее усилия могут быть направлены лишь на преследование самых крупных должников, поскольку от этого будет зависеть вознаграждение. То есть сохраняется вероятность, что должники с незначительными задолженностями останутся вне поля зрения таких компаний».
Чем это может обернуться?
По словам Александра Дудчака, последствия реализации идеи частных сборщиков налогов в Украине могут быть самыми печальными.
1. Поскольку основная цель функционирования частных предприятий — это получение прибыли, интересы государства отходят на дальний план. Так что увеличение объемов собранных налогов не означает увеличения их поступления в бюджеты — как в государственный, так и в местные. Немалая часть собранных средств будет оседать в карманах владельцев предприятий-сборщиков налогов.
2. Частные армии, получившие опыт боевых действий, нуждаются в трудоустройстве «по специальности», и сбор налогов им может оказаться и по силам, и по вкусу. А если еще и руководители компаний переведут их на частичный «хозрасчет», можно себе представить, какими методами они будут действовать.
3. Печальные последствия ожидают в первую очередь малый и средний бизнес, так как крупный бизнес будет владеть и предприятиями по сбору налогов. Вполне можем вернуться к лихим 1990-м, только на этот раз рэкет будет узаконен государством.
Наталья Мичковская