В череде преступлений, накрывших Украину после Майдана, дерзкое убийство во дворе собственного дома писателя и журналиста Олеся Бузины стало одним из самых резонансных и громких. Новый интерес к делу вызвало задержание двух подозреваемых праворадикалов и участников АТО Дениса Полищука и Андрея Медведько.
Безусловно, самый главный вопрос в истории с названными следствием подозреваемыми — это вопрос их причастности/непричастности к убийству. Сами они, как известно, идут в отказ, заявляя о своей невиновности. Сторона обвинения, наоборот, говорит о железобетонных доказательствах. Стороннему наблюдателю, не имеющему доступа к материалам дела и данным экспертиз, сложно оценивать качество имеющихся улик. Так что придется пока обходиться без них, но обратить внимание на несколько нюансов стоит.
Начнем с того, что в среде киевских национал-радикалов достаточно многие верят в причастность Медведько и Полищука к убийству, но считают их не преступниками, а героями, «навсегда закрывшими пасть украинофобу». Порой эти мнения, высказанные в режиме тет-а-тет, прорываются в публичную плоскость. Например, в день, когда Шевченковский районный суд Киева рассматривал избрание меры пресечения подозреваемым, под окнами суда проходил митинг в поддержку задержанных. И здесь можно было увидеть плакаты со словами благодарности убийцам: «Спасибо! Убили иуду».
А в тот день, когда отпустили под залог одного из предполагаемых убийц, под ИВС совершенно открыто раздавали самиздатовскую газету «Провокатор», из которой можно было узнать, как вести себя в райотделе при задержании или выжить в тюрьме. Наряду с рецептами изготовления «коктейлей Молотова» — советы и рекомендации по проведению так называемых акций прямого действия.
В газете не расшифровывается, что подразумевается под акцией прямого действия, но зато даются практические советы, как после нее не оставить улик.
«…вода уничтожает отпечатки пальцев, огонь — уничтожает ДНК. Если у тебя на одежде кровь — ты должен ее сжечь, если нет — достаточно будет скинуть ее в какой-то водоем или мусорник. Если сделаешь это прямо перед вывозом мусора — гарантии уничтожения вещдока — почти те же, что и огнем», — рекомендует «Провокатор».
Но вернемся к нашим подозреваемым. Один из них — Андрей Медведько — активист праворадикальной (скорее, неонацистской, если называть вещи своими именами) группировки С14, имеющей самое непосредственно отношение к скандально известной партии «Свобода».
Один из лидеров партии Юрий Сиротюк, депутат Верховной Рады прошлого созыва, комментируя задержание подозреваемых, написал достаточно любопытный текст на своей странице в «Facebook». Сначала он рассказал о якобы существующем в МВД со времен Юрия Луценко списке радикальных националистов.
«Без сомнения в этом списке были и ребята из С14, в частности и Андрей Медведько», — уверен Сиротюк. Впрочем, в существовании подобного рода списков радикалов в спецслужбах любой страны можно не сомневаться. Куда больший интерес вызывает резюме свободовца по убийству Бузины и аресту предполагаемых убийц.
«А сейчас однозначно понятно, что Бузину убил именно Аваков. Именно он был заказчиком, организатором этого убийства, не посадив первого среди украинофобов под надежную защиту Лукьяновского СИЗО. Все остальное было следствием…».
При этом украинский политик-националист ни словом не обмолвился о том, что не верит в причастность своего соратника к убийству. Уж не потому ли, что в этом деле ему известно больше, чем он озвучивает публично?
К слову, наличие серьезных улик признает и Ростислав Голосий, адвокат Медведько.
«У ребят огромный опыт как тактический, так и криминальный… даже в криминалистике. Они были и на Майдане, где проходили соответствующую подготовку. Они работали в батальонах специального назначения в зоне АТО. Вы знаете, что один из них является командиром подразделения разведки. То есть это опытные люди. И как такие опытные люди могли, если верить стороне обвинения, просто взять и наделать детских ошибок — где стали, там и наследили. Оставили просто все: и телефоны свои, и отпечатки свои — ну просто возьмите нас. Это выглядит очень сомнительно», — прокомментировал журналистам ситуацию с уликами защитник.
При этом он говорит, что в деле был третий подозреваемый, о задержании которого сначала отчитался глава МВД, после уточнив, что его отпустили. Ростислав Голосий не стал раскрывать имя этого человека, отказался подтвердить его связь с праворадикальным движением или добровольческими подразделениями АТО, сказав лишь, что планирует использовать его в качестве свидетеля защиты.
Кстати, на роль третьего подозреваемого вызвался сам лидер С14 Евгений Карась, в настоящее время находящийся в зоне АТО.
«Зам Авакова Паскал, по информации нардепов, хочет задержать меня как третьего по делу. Не взяли, поскольку провтыкали, что я поехал на войну. По…дели, что взяли третьего, а на деле теперь голову ломают, как меня лучше выкрасть. Тут, кстати, есть прикол — менты прекрасно знают, что я не причастен к убийствам, поскольку мне каждый час кто-то звонит и есть пеленг моего телефона. Но у меня-то этой базы нет. Если есть люди добрые — помогите мне выкупить мой же пеленг и переговоры по мобилке за 16, 17 апреля».
Радикал переживает, что его могут похитить, но при этом грозит силовикам последствиями.
«Интересно, рискнут ли выкрасть меня из АТО. Тут, знаете, не Майдан, где у нас были только палки. Конечно, не проблема меня убить при задержании, но резонанс ребятки осознают», — предупреждает Карась.
Если резюмировать имеющуюся информацию, то промежуточные выводы пока не в пользу подозреваемых. Но куда больший интерес представляют личности организаторов убийства Бузины. Похоже, Медведько и Полищук выступили лишь в роли исполнителей. Потянутся ли от них ниточки к реальным заказчикам, пока сказать сложно. Но думается, что освобожденному под залог Полищуку в данной ситуации в целях личной безопасности лучше было бы посидеть под арестом.