Пять причин, почему буксуют Минские соглашения - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пять причин, почему буксуют Минские соглашения

Читать в
Впервые Минские соглашения появились четыре года назад в сентябре 2014 года. Потом, в феврале 2015-го, были составлены новые. Которые тоже не выполняются. Вина за невыполнение минских соглашений лежит, безусловно, на Киеве, но почему он так себя ведет – вопрос. Можно предполагать наличие пяти причин

Выполнение Минских соглашений предполагалось их инициаторами на протяжении одного года. Петр Порошенко, сначала, довольно энергично принялся за выполнение соглашений, но довольно быстро к этому охладел. Не удалось даже достичь долговременного прекращения огня.

Вина за невыполнение Минска лежит, безусловно, на Киеве, но почему он так себя ведет — вопрос. Можно предполагать наличие нескольких причин.

1. Заинтересованность Киева в вялотекущем конфликте

Продолжающаяся война («противодействие российской агрессии») позволяет решать много вопросов: поддерживать высокий уровень мобилизации общества вокруг власти; «закручивать гайки» во внутренней политике; зарабатывать на военных заказах; удерживать в армии значительный контингент активной молодежи; выпрашивать военную и финансовую помощь у Запада; оправдывать провалы в экономической политике.

Встреча контактной группы по Украине в Минске
Минские соглашения. СправкаМинские соглашения были согласованы на саммите в Минске 11-12 февраля 2015 года руководителями Германии, Франции, Украины и России, и подписанные контактной группой, состоящей из представителей Украины, России, ОБСЕ и «отдельных районов Донецкой и Луганской областей».

Хотя экономисты и убеждают, что продолжение войны стоит дороже, чем ее прекращение, это не совсем так. Ведь платят за продолжение войны простые граждане, а элиты получают прибыли.

Нельзя не заметить, что эта политика себя изживает — люди, чем дальше, тем меньше верят в оправдания власти «российской агрессией» и тем больше требуют мира даже путем уступок.

2. Незаинтересованность Киева в возвращении контроля над территориями

Властям Украины совершенно не нужно несколько миллионов избирателей, которые будут голосовать, скорее всего, за оппозиционные силы и не нужен промышленный потенциал региона, поскольку страна уверенно встала на рельсы строительства «аграрной сверхдержавы» (продолжающаяся война больше способствует сохранению промышленного потенциала Украины, чем реинтеграция Донбасса, поскольку позволяет держать на плаву украинский оборонно-промышленный комплекс).

Первое опасение преувеличено, поскольку избиратели региона будут деморализованы и дезориентированы возвращением в состав Украины, а голосовать им останется только за «Оппозиционный блок», лидеры которого сами несут ответственность за Майдан и являются партнерами правящего режима.

Угроза для власти тут скорее комплексная — избавиться и от массы безработных Юго-Востока и от участников АТО/ООС очень сложно. Польша может проглотить миллион украинцев, но вряд ли 10 миллионов. Между тем, население «аграрной сверхдержавы» вряд ли может быть больше 10-15 миллионов.

3. Киевские власти опасаются противодействия националистов

Некоторые основания для таких суждений есть — достаточно вспомнить события 31 августа 2015 года, когда, во время принятия конституционных изменений по децентрализации, предполагающих, в том числе, особый статус отдельных районов Донбасса, ветеран АТО и активист «Свободы» бросил около Верховной Рады гранату, в результате чего погибли четверо военнослужащих. Да и вообще националисты, хотя и находятся под контролем МВД и СБУ, не всегда в достаточной мере управляемы. Периодические заявления официальных лиц о том, что акции националистов «инспирированы Москвой», связаны не только с желанием снять с себя ответственность за, например, захват православных храмов.

В то же время надо отдавать себе отчет, что националисты могут дискредитировать власть или существенно дестабилизировать ситуацию в отдельных регионах (достаточно вспомнить АТО в Закарпатье летом 2015 года, спровоцированную действиями «Правого сектора», крышевавшего контрабандистов). Однако у них нет достаточного авторитета в обществе и физических сил для осуществления государственного переворота.

4. Нежелание Киева вести переговоры с ЛДНР

Киев действительно отказывается от прямых переговоров с представителями ЛДНР, поскольку это, по его мнению, способствует укреплению субъектности республик.

Справедливости ради надо отметить, что в Минских соглашениях указано, что Киев должен вести прямые переговоры с представителями населения ОРДЛО, но не сказано, что последние непременно должны представлять республики (ЛДНР в соглашениях вообще не упомянуты). Киевские власти поступили в этом отношении корректно, введя в состав контактной группы людей, не связанных непосредственно с государственным переворотом 2014 года и даже — с новой властью (кроме Ирины Геращенко). Виктор Медведчук предлагал план, по которому ОРДЛО должны были представлять люди, не связанные с ЛДНР, но его реализация была сорвана.

Минские соглашения не предполагают сохранения народных республик, речь в них идет только об отдельных районах Донецкой и Луганской области. Район — административная единица Украины. Чтобы можно было говорить о сохранении республик, должен был бы использоваться термин, отсутствующий в Конституции, и, конечно, речь должна была идти о территориях Украины, а не двух ее областей.

5. Заинтересованность США в поражении России

Буквальное выполнение Украиной Минских соглашений, чем бы оно ни окончилось для населения ОРДЛО, с геополитической точки зрения было бы политико-дипломатической победой России. США же заинтересованы в том, чтобы заставить Россию отказаться от помощи Донбассу без выполнения политических условий. Это было бы победой и США, и украинской власти. Потому США и их европейские партнеры отвечают на нарушение Минских соглашений Киевом введением новых санкций против Москвы.

Выводы

То есть фактически получается, что США и Украина не заинтересованы в реализации Минских соглашений, а, наоборот, выигрывают от их невыполнения и окончательного провала. А вот Россия, как и непризнанные республики, заинтересованы в обратном — в поэтапной их реализации. Германия и Франция, выступавшие так же участниками нормандского процесса и соавторами Минских соглашений, в этой ситуации занимают скорее нейтральную позицию, периодически, тем не менее, высказываясь с критикой в адрес России и поддерживают санкционную политику США.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала