Вчера в Тернополе, а до того и во Львове, были сорваны концерты известного украинского певца Сергея Бабкина, которого местные радикалы обвинили в гастрольной деятельности в России, в частности, выступлениях в Крыму.

Сергей Бабкин — талантливый артист из Харькова, актёр театра и кино, получил известность как участник культового дуэта «5'nizza» и многочисленных сольных музыкальных проектов. Будучи немного знаком с Сергеем Бабкиным, могу лишь подтвердить незаурядные личные качества этого чрезвычайно одаренного человека и его интеллигентную скромность. Как же получилось, что такой известный, воспитанный и не лезущий в политику артист оказался в центре грандиозного скандала?

Сергей повторил фатальную ошибку многих деятелей искусства, понадеявшихся, что при взятии города неприятелем лицедеев не трогают: дескать, «развлекаться и победителям надо». А потому уцелеть можно, если изъявить победителям покорность и периодически делать в сторону власти ни к чему не обязывающие дружелюбные жесты. В целом, плыть в русле общего течения, по советской привычке держа в рукаве свободомыслящую дулю — как и делали многие деятелей культуры в СССР. Эти наивные надежды выдают полное непонимание разницы между старыми и новыми временами. 

Украинские националисты пригрозили Бабкину - концерту в Одессе не бывать
© РИА Новости, Алексей Фурман | Перейти в фотобанк

Советскому государству деятели культуры действительно были нужны, поскольку оно ставило перед собой изначальную идеологическую задачу различными способами повышать культурный уровень своего народа. Отсюда бесплатное образование, разветвлённая сеть домов культуры и стационарных театров, грандиозное кинопроизводство (в том числе, и в национальных республиках), многочисленные издательства и литературные студии. Нынешний киевский социал-дарвинистский режим нацелен на уничтожение всех оставшихся со времён СССР социальных благ, в том числе, доступного образования и культуры. Взращивание дистанционно управляемой толпы в эпоху информационного общества в них не нуждается, как и не нуждается в камерной лирике образованных людей.

Заказчиком государственной идеологии выступает государство, которое выделяет на неё определённые финансовые средства; в первую очередь, это касается кино, театра, монументального искусства. Но и среди мелких подвидов деятелей культуры легко устанавливается необходимая иерархия — с помощью финансовых санкций, общественной травли неугодных, ручной прессы и соответствующих спецслужб. Наивно представление, будто возможно отсидеться в лакуне «чистого искусства» в эпоху, когда возникают и рушатся государства. Борющиеся державы бьются в яростных пропагандистских сражениях, а люди искусства талантливы, популярны и чрезвычайно зависимы — от публики, от СМИ, от своего государства.

Сергей Бабкин ошибочно решил, будто он уже заплатил необременительный налог на творческую независимость. Оправдываясь перед пришедшими срывать его концерт «активистами», а потом и через социальные сети, артист сообщил недовольным, что, гастролируя по России, заработанные деньги он отчислял в фонд поддержки АТО. Похоже, растерявшись перед агрессивными «онижепатриотами», Сергей даже не подумал как подобная информация характеризует его со стороны и будет воспринята в Донбассе, где от снарядов гибнут люди.

Конечно, снаряд ещё советского производства, а Бабкин лично никого не убивал. Убивает равнодушие: многие ли деятели украинского искусства подняли свой голос в защиту уничтожаемых памятников, многие из которых имели высокую художественную ценность, или протестовали, когда шельмовали инакомыслящих, скажем академика Петра Толочко? Чего же теперь удивляться, что штурмовики «вразумляют» очередного творца. Я не хочу осуждать Сергея — ещё раз повторюсь — талантливейшего артиста, замечательного человека, который сам вовсе не является врагом Донбасса или России. В том же Харькове есть музыканты, которые с истинным пылом туземных проституток охотно приплясывают в клубах для неонацистов, а некоторые «деятели культуры» официально и публично доносительсвуют. Вот солистка Харьковского оперного театра не считает зазорным через социальные сети доносить до начальства и СБУ, кто из коллег посещал Россию. В Харьковском университете «деятели науки» распространяют доносы на дочь всемирно известного археолога. Несколько дней назад в местной прессе опубликован донос на руководителя Харьковского областного молодёжного центра, подписанный — как сказано в сообщении — представителями общественных организаций «Евромайдан Харьков», «Харьковский антикоррупционный центр», «Справедливый суд», «Южный пост», «Харьковская музыкальная лига», «Украинское гражданское общество», «Информационно-аналитический центр Евро Харьков». Кто все суровые караульные, откуда взялись многочисленные «суды», «посты» и «лиги»? 

Три раза "ку" - и можешь выступать

Знаменитый английский философ Джон Милль когда-то сказал: «Мораль страны исходит из интересов класса, который в данное время на подъеме… Другой решающий принцип правил поведения, навязанный законом или общественным мнением, — рабское преклонение перед предполагаемым превосходством господ». Когда в обществе царит милитаристская истерия и тотальное приспособленчество, деятели искусства — в основной своей массе — автоматически встраиваются в новую реальность, мимикрируя под казённый патриотизм. Все они живые люди и все хотят кушать. Украинские националисты дорвались до господского стола, и теперь именно они заказывают не только музыку, но и фильмы, памятники, литературу. Вот и ставят в Харьковском оперном театре «Мазепу» Чайковского без последнего акта, зато с майданом и казаком Гаврилюком в сопровождающем видеоряде, кинематографисты снимают нелепые сериалы из жизни «героев АТО», а писатели засоряют полки книжных магазинов детскими сказками про «муравьев-патриотов» (я не шучу).

Экономика страны стремительно хиреет, следовательно, конкуренция за выделяемые на национальную культуру финансовые средства, иноземные гранты и медийные площадки обостряется. В понимании набравшихся сил и наглости «онижепатриотов» публичный человек не имеет права оставаться в стороне от происходящей трансформации, иначе он рано или поздно должен быть публично выпорот. «Убей в себе русского! Убей в себе русский язык! Убивай русских вместе с нами!» — настойчиво требуют караульные. И деятели искусства, сопровождаемые лаем более проворных коллег, понурой колонной идут в предназначенный им балаган.