О внешних долгах государства
В течение последних 2-3 недель проводил большое исследование по состоянию внешних долгов государства. Нам удалось получить информацию из Министерства финансов по состоянию внешнего долга на 01.01.2017 и планируемым выплатам до 2050 года. Но поскольку перекрёстный анализ этой информации создал ещё несколько вопросов, особенно по самому большому вопросу последних лет, а именно проведённой реструктуризации Яресько, то исследование продолжилось в этом направлении. В результате проведённого исследования у меня есть большие основания утверждать, что, во-первых, заявленной критичной необходимости реструктуризировать внешние коммерческие долги в 2015 году не было (кроме российского 2-летнего евробонда), во-вторых, заявленного нашим правительством 20% списания долгов не было. Поскольку это крайне серьёзные обвинения, я приведу свои доводы и после этого хотелось бы получить комментарий от Министерства финансов, по самому главному вопросу: а всё-таки на каких условиях мы в конечном итоге договорились с кредиторами и чего нам ожидать в будущем?
Часть 1. Тезисы по внешнему долгу государства
1. Общий долг государства на 01.01.17 — $45.604 млрд. Из них государственный долг составляет 36.048 млрд, а гарантированный государством — 9.556 млрд.
2. Фактически гарантированный государством долг является также прямым долгом государства, потому что основной его держатель — НБУ, который должен МВФ — 6.132 млрд, или 64% гарантированного государством долга.
3. России мы должны как минимум $4.1 млрд: $3 млрд — по ОЗДП 2013 года (кредит Майдана Януковича), $500 млн мы должны «Гапромбанку» (под гарантии государства) и $605 млн правительству России.
4. МВФ на текущий момент стал самым главным кредитором. Общая задолженность МВФ составляет $13.074 млрд, хотя ещё на начало 2014 года это было не так.
5. Вторым самым крупным кредитом стали коммерческие ОЗДП, реструктуризированные Яресько в 2015 году — $13.043 млрд.
6. На рисунке 1. Представлены сводные данные по кредиторам с размером долга а также ставками по обслуживанию кредитов. Как Вы можете видеть, коммерческие ОЗДП по реструктуризации Яресько очень сильно выделяются по процентным ставкам на обслуживание кредитов. Они в 2-3 раза дороже других взятых государством обязательств (7.75%). А проценты по их обслуживанию — более $1 млрд в год — это очень много. Более того, по ним ещё регламентирована выплаты на протяжении 20 лет с 2021 по 2041 году в зависимости от роста ВВП, что фактически либо требует отдавать кредиторам почти все проценты роста экономики, либо Украине влачить нищенское существование с ростом экономики 1-3% в год.
Рис 1. Сводные данные по кредиторам и ставкам обслуживания
7. В плане выплат — выплата 3 млрд кредита Януковича от России не числится вообще так и проценты по его обслуживанию. Т.е. фактически эта сумма долга в подвешенном состоянии. Мне удалось получить информацию, что Россия выиграла суд по этим евробондам 2013 года, но Украина подала апелляцию и пока вопрос что делать с этим кредитом — не решён. В то же время $605 млн по соглашению с Россией ещё с 1997 года платятся тело без процентов и эта сумма должна быть погашена за 5 лет.
8. Поскольку Министерство Финансов выдало информацию только по выплатам государственных долгов, я провёл анализ и нашёл график выплат также по самому крупному гарантированному долгу государства — а именно долгу НБУ, который более $6 млрд МВФ. Фактически взятый 5 млрд кредит 13 марта 2015 года в резервы НБУ будет погашаться 12 частями с сентября 2019 года по март 2025 года. На рисунке 2 представлена общая долговая нагрузка на экономику Украины на 2017-2027 года (государственный долг + оплата тела НБУ от 13.03.2015).
Рис 2. График виплат государственных долгов на 2017-2027 года
Как можно видеть, самая большая нагрузка на экономику предвидится на 2019-2020 года. И это не результат работы Януковича и старых долгов — это результат работы Министерства финансов в 2014-2015 годах.
9. На рисунках 3 и 4 показаны выплаты двум самым крупным кредиторам — МВФ (с сайта МВФ в млн SDR (примерно 1.38 USD/SDR) и коммерческим ОЗДП 2015 на 2017-2027 года.
Рис 3. Выплаты процентов и тела кредитов МВФ в млн, SDR
Рис 4. Затраты на обслуживание и выплаты тела по ОЗДП 2015
Поскольку коммерческие долги реструктуризированные Яресько крайне выделяются на фоне других долгов, я постарался выяснить собственно откуда они взялись и на каких условиях и кем брались.
Мне удалось найти 3 источника, которые не противоречат друг другу и поэтому очевидно достоверны:
1. План график Минфина на начало 2014 года по выплатам внутренних и внешних долгов на период с 2014 по 2040 год.
2. Данные по обязательствам по еврооблигациям с процентами и датами погашения по каждой еврооблигации госдолга на 23.07.2015 от Минфина.
3. Более 100-страничный документ на английском языке, рассылаемый кредиторам по условиям реструктуризации, который требует очень много времени на изучение, но я постарался в нём найти основные факты относительно реструктуризации.
Итак. Чтобы было более менее наглядно, я сформировал табличку данных (рисунок 5) по евробондам на середину 2015 года, числящимся к погашению. А также результат работы Министерства финансов и ситуация по погашению тела коммерческих долгов на 01.01.2017 (после реструктуризации).
Рис 5. Данные по состоянию коммерческих ОЗДП до и после реструктуризации
Основные тезисы:
1. На момент реструктуризации общая сумма евробондов под государственным долгом, числящихся к погашению, составляла $12.55 млрд и €600 млн. По курсу евро/доллар на июль 2015 1.10 это $13.21 млрд +;3 млрд евробондов декабря 2013 от России. Итого $16.21 млрд.
2. Основная часть этих евробондов появилась в момент нахождения Януковича при власти. Янукович не работал с МВФ, но работал на коммерческом рынке ОЗДП. Особенно много взяли в 2012 году под Евро-2012. В то же время здесь нужно заметить, что обслуживать $30 млрд долгов при размере экономики в 180 млрд — это не то же самое, что обслуживать $40-45 млрд долгов при размере экономики в $90 млрд.
3. Посмотрите внимательно на объёмы погашения тела кредитов по евробондам на 2015-2019 год. За 5 лет нам нужно было погасить, не считая российских 3 млрд, — всего 6.7 млрд коммерческих долгов. К сентябрю 2015 года государство имело профицитный бюджет и погасить €600 млн и $500 млн было в состоянии. Вместо этого государство раздало в декабре 2015 на $5 млрд денег из бюджета, часть из которых коррупционная система перевела в доллары в начале 2016 года, и курс все равно обвалился!
4. Обратите внимание на общий объём годовых выплат по обслуживанию ОЗДП. До реструктуризации он составлял $1003 млн в год. После реструктуризации — 1010 млн.
5. Но самый большой вопрос у меня вызывает общая сумма ОЗДП 2015 числящихся на балансе на 01.01.2017 года. — 13043 млрд после реструктуризации, при том, что на 01.01.17 года курс евро/доллар был 1.06, и в условии что 3 млрд ОЗДП 2013 России года не реструктуризировались. Нам правительство и Министр финансов трубили, что мы списали 20% всех долгов! Но где это списание!!?? Если общая сумма долга государства, если и уменьшилась, то только на $170 млн!!!!
Я постарался получить ответ на этот вопрос и полез собственно в документы реструктуризации.
Собственно, вот текст основного предложения (на рисунке 6) на английском языке, который говорит что 1000 долларов-евро старых бумаг меняются на 800 долларов-евро новых бумаг и 200 долларов-евро бумаг, зависящих от роста ВВП.
Рис 6. Предложение по реструктуризации для держателей ОЗДП
Т.е фактически данное предложение говорит о том, что никакого 20% списания долгов не было! Есть просто 2 вида новых бумаг на те же $1000 по номиналу, но с разными условиями. Первые идут по ставке 7.75% в год, вторые — хитрая формула по расчёту выплат кредиторам в зависимости от роста экономики, которая в благоприятном случае развития нашей экономики, при номинальной стоимости долгов в $3 млрд требует выплатить кредиторам в 2021-2041 годах суммы, которые можно оценить в более чем $20 млрд!!!
В то же время Яресько рассказывала, что кроме государственных долгов в реструктуризацию попали и часть гарантированных долгов. Я постарался проверить это и нашел следующую информацию: общая оценочная сумма выпуска ВВП-зависимых облигаций была оценена в $3607 млрд(в зависимости от курса Евро). (Рисунок 7).
Рис 7. Общая оценочная сумма ВВП-Зависимых облигаций
Если это 20%, то общая оценочная сумма? подлежащая реструктуризации?— $18035 млн. Если мы говорим, что с учётом евробондов России до реструктуризации числилось $16210 млн, то не хватает примерно 1800 млн. И я их нашёл. (Смотри рисунок 8)
Рис 8. Предложенные к реструктуризации облигации
Вот таблица предлагаемых к реструктуризации долгов. Государственные долги, те же которые у меня указаны в таблице, и ещё три гарантированных долга на сумму $1808 млн. Я постарался выяснить что это за долги и вышел на государственное предприятие «Фининпро», занимающееся финансированием инфраструктурных проектов Украины.
Здесь числятся эти 3 облигации с датой реструктуризации 12.11.2015, но с процентами не 7.75%, как описывает документ, по новым нотам, а с те ми же изначальными ставками, под которые они размещались, что меня наталкивает на мысль, что они отдельно и не включены в государственный долг. Но даже если включены, тогда общая сумма 15035 * 0.8 (без 3 млрд долгов России) по заявленной 20% обнулению долгов никак не выходит на сумму 13043! Поэтому у меня собственно основной вопрос: на каких условиях реально проведена реструктуризация и каких подводных камней нам стоит ожидать???
Часть 3. Что же делать?
Конечно, все мы понимаем, что государство Украина находится в достаточно плохой ситуации, и многие эксперты говорят, что нам надо продолжать сотрудничать с МВФ как основным гарантом стабильности нашей финансовой системы.
Попробую высказать свои соображения на этот счёт:
1. Соглашусь, что кредиты, выдаваемые МВФ под 2% годовых, очевидно, достаточно дешёвые. Хотя, как показывает моя таблица, это примерно средняя ставка, выдаваемая на уровне правительственной поддержки. В то же время, хотел обратить на один факт:? если МВФ даёт деньги на 5 лет (базовая договорённость) и даёт их в течение нескольких лет, то государство приводится в состоянии постоянных переговоров с МВФ. Если мы не выплачиваем долги, то нам их постоянно необходимо реструктуризировать.
2. Более того, хотел бы обратить ваше внимание на факт: если у нас числится 40-45 млрд долгов при отдаче тела в течении 5-10 лет, то государству необходимо отдавать каждый год $4-8 млрд либо их реструктуризировать.
3. Очевидно, что важной составляющей по повышению кредитных рейтингов Украины является введение 3-5 летнего бюджетного процесса с минимальным дефицитом сводного бюджета, что будет способствовать повышению кредитных рейтингов государства и минимизации ставок по реструктуризации внешних долгов. Например, под гарантии США — ставка меньше 2%.
4. Очевидно, что реструктуризация Яресько должна быть проаудирована, а долги как самые дорогие — погашены в первую очередь. И, конечно же, должны быть отменены ВВП-зависимые выплаты кредиторам!
5. Ну и самое последнее — самое важное. В любом случае если у нас объём экономики менее $100 млрд, нам крайне трудно обслуживать государственные долги в размере $40-45 млрд. Это слишком большая нагрузка, поэтому нам нужна реализация стратегии быстрого роста экономики как минимум до $200-250 млрд, что даже при уменьшении нагрузки на экономику до 30% с текущих 40% позволит государству проще обслуживать долги.