В рамках беседы, длившейся 20 минут — по сути дела большую ее часть участники просто позировали многочисленным фотографам — на которую американский лидер как бы отвлекся, общаясь со своим советником по национальной безопасности, конечно же, нельзя было обсудить ни одного вопроса. Этого времени достаточно лишь для формальных заверений в дружбе и сотрудничестве, общих, ни к чему не обязывающих слов и покровительственного похлопывания по плечу.
Журналист «Гардиан» — впрочем, не только он — назвал эту встречу унизительной, указав, что она была специально построена таким образом, чтобы Трампу не пришлось делать внятных заявлений о ситуациях с Крымом и Донбассом. Двусторонний формат вынудил бы президента США высказаться определенно и в традиционном для западных политиков духе об аннексии полуострова и негативной роли России в продолжающемся на Украине военном конфликте. Трамп обошел это узкое место, не слишком считаясь с тем, что ради этого ему пришлось выставить своего украинского коллегу на посмешище. Так что едва ли он хотел специально поставить Порошенко в неудобное положение, просто в преддверие встречи с Владимиром Путиным на полях саммита G20 он не мог позволить себе повторить дежурные обвинения в адрес Кремля.
Тем не менее, для чего-то Белому Дому все же понадобилась эта встреча, пусть и в такой анекдотической конфигурации. Об этом сам Трамп сказал два слова во время короткой беседы с Порошенко.
«Для меня большая честь встретиться с президентом Украины — страны, в дела которой мы очень сильно вовлечены», — заявил он, добавив, что «это видно и об этом можно везде прочитать». Собственно, это заявление указывает на то, что украинская проблема рассматривается как важный кейс, который будет являться в перспективе предметом особого внимания со стороны нынешней американской администрации. И судя по тому, как аккуратно Трамп избежал необходимости высказаться по проблемам, которые являются первоочередными для Петра Порошенко, тема Украины подготовлена как предмет для торга с главой российского государства на предстоящей встрече. И визит украинского лидера в Вашингтон в качестве малозначимого просителя, которого запускают в кабинет к большим начальникам всего на несколько минут — это лишь прелюдия к большому и важному разговору, который должен состояться между Трампом и Путиным.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В духе Станиславского: Порошенко не верит в связь Трампа с Россией
Видно, что даже по итогам беседы с госсекретарем Рексом Тиллерсоном, пресс-службе украинского президента нечего сообщить. В официальном пресс-релизе речь идет о «координации позиций» сторон — обратите внимание — «в преддверие встречи «Большой двадцатки» в Германии. То есть даже здесь есть намек на несамостоятельный, инструментальный характер поездки Порошенко — она рассматривается не сама по себе, а лишь в увязке с другим, куда более значительным событием. А «координация позиций» и «договоренность о продолжении консультаций» может означать вообще, что угодно, по крайней мере, ни о каких конкретных результатах обсуждения крайне актуальных для Киева вопросов о «прекращении российской агрессии в Донбассе и возвращении Крыма», а также «предоставлении оборонительного оружия для Украины», пресс-служба Порошенко сообщить не смогла.
Тем не менее, то обстоятельство, что с президентом Украины обошлись столь пренебрежительно, едва ли может быть поводом для ожиданий, что на перспективу позиция Трампа окажется более благоприятной для Москвы, нежели подходы администрации Обамы. Тот же Тиллерсон в беседе с украинским президентом «подтвердил сохранение санкций против России до полного восстановления суверенитета и территориальной целостности Украины». С этой точки Белый дом сойти не сможет ни при каких обстоятельствах, как бы Трамп не пытался «подвесить» украинскую проблему, используя для этого фигуры умолчания. Расширение антироссийских санкций — уже состоявшееся и еще только планируемое — это ведь тоже контекст предстоящего рандеву между президентами США и России.
Но можно говорить и об одной, безусловной хорошей новости для Петра Порошенко. Вашингтон ясно дал понять, что в будущем он намерен принимать гораздо более деятельное участие в разрешении украинской проблемы. Для демонстрации этого украинский лидер, собственно, и был вызван в столицу США. А это означает расширение контактов и углубление связей с нынешним американским руководством, которое, хотя, может быть, и не станет предпринимать столь жестких шагов в отношении России, как предшествующая администрация, но в целом позиция Трампа по определению не может быть пророссийской. Заявление Тиллерсона, сделанное на прошлой неделе, о том, что кризис на Украине можно преодолеть в обход Минских соглашений указывает на то, что Белый Дом пытается найти какие-то новые инструменты для запуска переговорного процесса, что вряд ли будет с одобрением воспринято Кремлем, настаивающем на безусловности достигнутых ранее договоренностей.
В любом случае, украинский президент и тема Украины возвращаются на орбиту американской политики и это тот итог, который при всей его неопределенности можно считать вполне плодотворным результатом визита в Вашингтон. А победы и «фантастическая поддержка», о которых рапортует Порошенко — это, конечно, обычная попытка выколотить из очень бедной истории хотя бы подобие искры. Эту попытку можно считать не удавшейся.