На брифинге 26 октября Мария Захарова подчеркнула, что на развитие ситуации на Украине никак не влияют ни закон, ни общественный контроль, а консолидация карательных возможностей, мер и ресурсов происходит без какой-то опоры на право.
«Действия киевских властей свидетельствуют о том, что страна фактически скатывается к тоталитаризму и превращается в полицейское государство. Только не полицейское государство, которое призвано создать государство в сложный момент, консолидировать власть, а как раз полицейское государство, в котором полицейский вообще не ориентируется на закон, вот что страшно», — заявила она.
По словам Захаровой, если раньше правоохранительные органы обращали внимание на мнение неких майданов или других общественных проявлений, хотя это имеет мало общего с демократией, то теперь даже и такой вариант ушел в вечность.
Представитель МИД РФ также указала на ситуацию с правами человека на Украине и напомнила, что развитие, использование и защита русского языка и языков национальных меньшинств гарантированы Конституцией страны: «Теперь она просто попрана, загнана в угол, на неё вообще уже никто не ссылается. Естественно, в угоду этих вот сиюминутных популистских настроений радикальных националистов».
«Закон об образовании», вступивший в силу 28 сентября, не только подвергся жёсткой критике со стороны представителей этнических групп, проживающих на Украине, но и стал причиной осложнения взаимоотношений Киева с Москвой и некоторыми европейскими странами. Министр иностранных дел Венргии Петер Сийярто пообещал блокировать все инициативы украинских дипломатов в международных организациях, в том числе направленные на евроинтеграцию, а президент Румынии Клаус Йоханнис отложил визит в Киев до отмены документа, вызвавшего столько споров.
Позже министр образования и науки Украины Лилия Гриневич и министр человеческих ресурсов Венгрии Золтан Балог договорились, что до заключения Венецианской комиссии венгерские школы на Украине будут работать по прежним образовательным программам.