«Основная проблема — необъективный прогноз инфляции. Также отсутствует политика сокращения дотаций на субсидии. Неправильно, когда половина страны (7 млн из 15 млн домохозяйств) сидит на субсидиях, это не является стимулом энергоэффективности. Нужно каким-то образом решать проблему с тарифами на газ и другие ресурсы. Нужно пересматривать формулу получения субсидии и проводить политику мягкого сокращения количества ее получателей. Они должны предназначаться обездоленным. В основном, это пенсионеры. Но пенсионных домохозяйств у нас никак не 7 млн», — обозначил экономический эксперт, радиоведущий и руководитель проекта «Путь к успеху» Андрей Блинов.
Он добавил, что правительство утвердило среднесрочное планирование бюджета на три года вперед, но по факту бюджет запланирован на один год. А именно, вопрос достройки неких объектов, их финансирования и четкого распределения денег на уровне бюджетной резолюции четко за различными проектами не закреплен.
Согласно предварительному анализу госбюджета, экономист увидел увеличение на 43% перераспределений ВВП через системы бюджетов разных уровней (включая пенсионные фонды и местные бюджеты). Значит, по его словам, на 43% вырастет вмешательство государства в экономику.
Независимый экономический эксперт Виктор Скаршевский связывает это с увеличением административного давления на бизнес — когда ставки налогов не повышаются, но собрать у бизнеса и граждан планируют больше.
Член «Экономического дискуссионного клуба» Евгений Олейников подметил, что есть экономическая зависимость между темпами роста налоговых изъятий и темпами роста самой экономики. По его словам, сегодня, в отличие от 2004, 2005, 2006 годов, из экономики вынимают деньги быстрее, чем она растет.
Одновременно правительство увеличило расходы на само себя. Расходы на фискальную службу увеличены в два раза, на секретариат Кабмина — в пять раз, с 300 млн грн до 1,5 млрд грн. Правительство это называет расходами на реформы. 1,5 млрд грн. на полтора десятка человек — это наглость, дают оценку эксперты. Расходы аппарата Порошенко увеличились на 75%, до 2,5 млрд грн., а на Верховную Раду — на 77% (до 1,7% млрд грн).
«В то же время расходы общего бюджета увеличились всего на 15% — вот реальные приоритеты правительства по расходной части на 2018 год», — заключил Скаршевский.
Эксперты резюмировали, что система не собирается проводить реформу госаппарата — бюджет, к слову, не отображает кадровую реформу: заметно увеличение зарплат чиновников, но не заметно сокращения ненужных функций ведомств.
На 2018 год Кабмин предлагает принять бюджет с доходами на уровне 877 миллиардов гривен и расходами 948 миллиардов гривен. Предполагается, что курс гривны на конец следующего года будет на уровне 30,1 грн/долл.
Эксперты отмечают, что документ готовился под надзором МВФ, представители которого специально посетили Киев 12 сентября, чтобы убедиться в том, что он соответствует требованиям Фонда.
В бюджете сэкономили на социальных расходах — они увеличатся всего на 5 млрд гривен. Финансирование Пенсионного фонда снизится на 15 млрд. грн. Что касается социалки, то большую ее часть составят расходы на жилищные субсидии, которые останутся почти на таком же уровне, что и в бюджете этого года — более 50 млрд. грн. Расходы на оборону в 2018 году возрастут на 35 миллиардов гривен. Более чем на половину увеличатся расходы двух ведомств — Государственной судебной администрации и «Укравтодора».
Увеличатся бюджеты Министерства обороны и МВД. Среди аутсайдеров бюджетной поддержки — агропромышленный комплекс и шахты. Основным источником наполнения бюджета будет НДС (до 40% доходов), акцизный сбор на алкоголь, сигареты, спирт, нефтепродукты.
В результате повышения налогов алкогольная и табачная продукция в следующем году может вырасти в цене на 40-50% (пачка сигарет может стоить 90 грн.), а теневой рынок этой продукции повысится до 80%. Почти четверть доходов бюджета составят займы: 112 млрд. грн. внутренние, 81 — внешние, при этом, на обслуживание госдолга нужно выделить 118 млрд гривен.