С 25 октября 2015 года Украина закрыла воздушное пространство для самолетов российских авиакомпаний, в ответ Москва была вынуждена ввести зеркальные меры.
«Я думаю, что мы восстановим авиасообщение с Россией только после возвращения Крыма, востока Украины и, надеюсь, Кубани и других украинских территорий, которые были захвачены Россией в свое время», — сказал министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян в интервью изданию «РБК-Украина».
Официальная позиция Киева заключается в том, что ДНР и ЛНР остаются украинскими регионами, но в настоящее время представляют собой «оккупированные территории». Аналогичного мнения украинское руководство придерживаются по вопросу о статусе Крыма, который присоединился к России три года назад по итогам референдума. Кроме того, периодически из уст украинских политиков звучат заявления о необходимости включить в состав страны южные регионы России. Например,глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский настаивает на «возвращении Ростовской область в лоно Украины».
На вопрос есть ли возможность ввести ограничительные меры в отношении российских авиакомпаний за полеты в Крым на российские авиакомпании при содействии ИКАО, Омелян ответил так: «Мы отработали этот вариант. Пока что нет достаточно четких результатов, чтобы говорить о какой-то победе».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украина оштрафовала российские компании за полеты в Крым на $28 млн
Действующие ограничения вынуждают пассажиров переплачивать за билеты, чтобы добраться до Украины из России и наоборот с пересадкой в других странах, прежде всего речь идет о Белоруссии, некоторые пассажиры летят через страны, куда могут въезжать без виз. Причем наибольший урон такое решение Киева нанесло именно гражданам Украины, именно они составляли около 70% от числа пассажиров, которые совершали полеты из России на Украину и обратно.
Кроме того, авиаперевозчики вынуждены закладывать дополнительные расходы на топливо из-за того, что длительность полета увеличилась из-за необходимости лететь в обход Украины, а аэропорты двух стран теряют прибыль от авиакомпаний, которые раньше платили за размещение бортов. Ярким примером стал киевский аэропорт «Жуляны», откуда вылетали многие рейсы в Россию.
Глава совета директоров аэропорта Денис Костржевский предупреждал, что предприятие понесет значительные финансовые потери после отказа от сотрудничества с российскими партнерами. По его словам, в частности, авиакомпания «Трансаэро» совершала ежедневно три полета в «Жуляны» и платила аэропорту около 7 млн гривен, или $340 000, в месяц.
В свою очередь, авиакомпания «Международные авиалинии Украины» была вынуждена повысить стоимость билетов на другие направления, чтобы компенсировать убытки от приостановки полетов в Россию. По расчетам перевозчиков, в среднем условная «нагрузка» на одного пассажира составит минимум $2.