«Национальное агентство по предотвращению коррупции кроме функции бухгалтерии, должна сверять данные деклараций на соответствие способу жизни и провести фактологические проверки, которые закреплены и в законе, и в инструкции. Также должна быть проведена проверка на предмет незаконного обогащения. Если бы НАПК провела такую работу, мы бы находились в совершенно другой стране, в других условиях. Поскольку этого не было сделано, произошла обычная легализация этих средств. Это не стало элементом борьбы с коррупцией, но стало инструментом информкампании по взаимной дискредитации чиновников. Это подрывает общее доверие к украинским политическим элитам», — сказал директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник на пресс-конференции в Киеве «Е-декларации для антикоррупционных организаций: шантаж от власти или вынужденная мера?»
Политолог подчеркнул, что необходимо провести тщательную проверку первых лиц государства — президента Петра Порошенко, премьер-министра Владимира Гройсмана, а также министров, депутатов, руководителей центральных органов исполнительной власти.
Политолог Олесь Доний, в свою очередь, сетует, что после первых подач деклараций не состоялось публичное обсуждение скандальных деклараций.
«Хотя, например, в Южной Корее экс-президент Пак Кын Хе сейчас задержана органами в связи с подозрением в коррупции. Зато в Украине ни одного большого чиновника не проверяют, не ведутся расследования, откуда, например, у Порошенко появилось 30 новых магазинов «Рошен» в Киеве».
Говоря о поправках к документу, где е-декларации также должны подавать антикоррупционные общественные организации, Доний подметил:
«Пока грантоеды пилят гранты, власть их не трогает, а если грантоеды посягают на место повыше, тогда включается власть и чинит препятствия. Хотя справедливо будет заметить, что гражданская деятельность на Западе — это когда человек в свободное от работы время занимается общественными делами. А в Украине общественник — это и есть работа. И абсолютно точно могу заявить, что существует монополизация общественных фондов».
Дополняя Олеся Дония, правозащитник ОО «Стоп коррупции» Константин Варшавский сказал, что минус данной поправки к законопроекту в том, что власть может шантажировать общественников, которые перешли им дорогу. Так, например, на днях провели обыски в компании YouControl, которая мониторит украинские фирмы и компании и у которой есть досье на каждую из них. Также под поправку могут попасть и журналисты, проводящие журналистские расследования.
«Вот было обсуждение насчет квартиры депутата Сергея Лещенко. Но это всего лишь одна квартира. А у одного заместителя главы государственной фискальной службы 11 квартир. Он всю жизнь был госслужащим и до 39 лет заработал на них», — посетовал Варшавский.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Украинский нардеп задекларировал землю в Крыму
НАПК завершило проверку около 3 тысяч электронных деклараций, данные по 10 из них переданы в Национальное антикоррупционное бюро Украины.
Поправки в закон о е-декларировании предусматривают, что декларации должны подавать следующие лица: кандидаты в депутаты всех уровней; физические лица, получающие международную финансовую поддержку в рамках соглашений об антикоррупционной деятельности в Украине; руководители общественных организаций, осуществляющих антикоррупционную деятельность в Украине; предприниматели (третьи лица в законе), которые предоставляют услуги общественным организациям, осуществляющим антикоррупционную деятельность в Украине; физические лица, которые осуществляют антикоррупционную деятельность и получают средства через третьих лиц; члены конкурсных комиссий общественных советов добросовестности.
Военные на контрактной службе освобождаются от подачи электронных деклараций.