В связи с этим министр энергетики Украины Игорь Насалик обратился к руководителю «Укрзалізниця» Войцеху Бальчуну с просьбой поспособствовать доставке груза.
«Хочу обратиться к гендиректору "Укрзалізниці" с просьбой приложить максимальные усилия по обеспечению грузовых перевозок угля на склады украинских ТЭС. Я знаю, что сегодня есть вопросы с грузовыми вагонами, которых не хватает для доставки энергетических марок угля. Но мы все вместе должны приложить усилия для обеспечения украинцев теплом и светом», — говорится в обращении Насалика к главе «Укрзалізниці», которое цитирует издание «Фокус».
Необходимые объёмы угля уже закуплены: государственное предприятие «Центрэнерго» зафрахтовало пять судов, которые доставят в Украину 350 тыс. тонн углей антрацитовой группы. В то же время, отмечает издание, активизация грузовых перевозок, связанная с некоторым оживлением металлургии наряду с высокой изношенностью подвижного состава «Укрзалізниці», привела к неспособности перевозчика обеспечить своевременную доставку угля с портов на станции.
«Наши порты дают возможность переваливать до 600 тыс. тонн угля в месяц, но сухопутная логистика еще не отработана так, чтобы весь этот объем можно было принять», — отмечает Насалик.
По оценке главы «Центра транспортных стратегий» Сергея Вовка, «Укрзалізнице» для обеспечения бесперебойного грузооборота не хватает около 10 тыс. вагонов. Как поясняет Вовк, подобные проблемы возникают не в первый раз, и раньше их решали «в ручном режиме»: УЗ предоставляло вагоны для перевозки угля, отказывая в доставке грузов другим клиентам. Бальчун в свою очередь утверждает, что делает все что может.
«"Помочь найти вагоны" — это хорошо звучит. Предыдущее руководство УЗ наполовину урезало расходы на их ремонт. Мы увеличили финансирование (на ремонт и закупку вагонов) почти на 1 млрд грн, заводы работают в три смены. Но утраченное время, к сожалению, не вернуть. Если говорить об операционной эффективности УЗ, то эту ситуацию я за несколько недель не изменю», — говорит менеджер.
Следует отметить, что 21 октября «Укрзалізниця» издала документ, которым запрещается перевозка всех грузов и порожних вагонов российских перевозчиков, в том числе их транзит по территории Украины. Начало действия запрета «Укрзалізниця» перенесла на 31 октября.
В связи с введением запрета украинские СМИ сообщают, что уже сегодня обратно в Россию не возвращаются порожние грузовые вагоны. Возможно именно таким способом Бальчун «делает все, что может» для обеспечения Украины вагонами — без особых финансовых затрат.