За принятие соответствующего документа проголосовали 243 депутата Верховной Рады.
«Мы привлекаем внимание к тому факту, что пакт Риббентропа-Молотова от 23 августа 1939 года, заключенный между двумя тоталитарными режимами — коммунистическим Советским Союзом и нацистской Германией, привел к взрыву 1 сентября Второй мировой войны, вызванной агрессией Германии, к которой 17 сентября присоединился Советский Союз. Следствием тех событий была оккупация Польши Германией и Советским Союзом, a в 1940 году — советская оккупация Литвы, Латвии и Эстонии», — говорится в документе.
Власти Латвии, Литвы и Эстонии считают, что их страны находились под «оккупацией» Советского союза в период 1940 по 1991 годы. В свою очередь, МИД России пояснял, что присоединение стран Балтии к СССР соответствовало нормам международного права того времени. Кроме того, использование термина «оккупация» неуместно, поскольку между Москвой, Ригой, Вильнюсом и Таллином не велись военные действия, а ввод войск осуществлялся на договорной основе и с согласия властей республик.
«Мы отдаем дань уважения миллионам жертв агрессии и оккупации наших стран в ХХ веке. Мы помним о борьбе литовских, польских и украинских национальных сил антикоммунистического и антинацистского движения сопротивления, которые создали моральную основу для возвращения независимости наших государств. Мы верим в необходимость активизации беспристрастных исторических исследований и необходимость сдерживания сил, которые ведут к спорам в наших государствах», — говорится в декларации.
Украинские власти пытаются переписать исторические события прошлого столетия. Так, 9 апреля 2015 года украинское правительство приняло закон «Об увековечивании победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939-1945 годов». Документ предписывает использовать выражение «Вторая мировая война» вместо «Великая Отечественная война».
Не стоит забывать, что некоторые украинцы выступали во Второй мировой войне на стороне Гитлера. Зверства националистов ОУН-УПА, устроивших на Волыне массовые убийства по разным оценкам от 30 000 до 100 000 этнических поляков, лежат в основе самого болезненного вопроса украинско-польских отношений. Более того, Киев прикладывает все усилия, чтобы документальный фильм режиссера из Польши Войцеха Смажовского «Волынь» о тех событиях не вышел в массовый прокат для украинцев.