Сотрудничество духовных школ осуществляется в рамках образовательного проекта Erasmus, который предотавляет возможность обмена студентами, стажировки и преподавания.
Редакция портала «Православная жизнь» встретилась с отцом Григорием и попросила ответить на актуальные и проблемные вопросы.
— Отче, вы сегодня в Киеве. Насколько важно сотрудничество Киевской духовной академии с учебными заведениями других православных стран? Это демонстрирует наше единство в православии?
— В наше время такие встречи очень важны. Из Салоник до Киева — два часа лету, так же, как до Варшавы. Мир становится очень маленьким. Поскольку нет границ, передвигаться очень легко. К тому же мы нуждаемся друг в друге. Иногда мы чувствуем себя одинокими, но прилагаем усилия, чтобы найти то, чего нет в окружающем нас мире. Необходимо общение, чтобы почувствовать другую культуру. У нас разные культуры, но с одинаковыми традициями, и для нас, православных, это очень важно. У нас одни корни.
Я стал священником в 1997 году. На то время был очень строг и ревностен во всем: в службе, в учении людей. Мне казалось, что в Греции все правильно. И однажды Господь дал мне возможность поехать в США и там послужить священником. И тогда я понял, что не одинок, что Греция — не центр мира. Есть множество людей по всему миру, с разными культурами, но с такими же заботами. Все мы ищем Иисуса Христа, которому мы служим и поклоняемся. Он дал нам свою Святую Кровь и Свою Святую плоть.
В следующем году планирую посетить Московскую духовную академию, а через год — Грузинскую и Американскую, со временем все духовные академии мира. Важно создать общую сеть по обмену знаниями, опытом, культурой.
— Наша Церковь переживает раскол и очень страдает от раскольников, которые регулярно захватывают наши храмы. Что бы вы могли пожелать нашим верующим?
— В Греции похожие проблемы, но не такого уровня, как в Украине. Это мое наблюдение. Для всего православного мира есть одна Церковь — Украинская Православная Церковь. Но сосуществует «Киевский патриархат». Это очень сложная проблема. Но идущий осилит путь.
Когда у нас уже нет надежды, мы говорим: «Боже мой, что же теперь делать?!» Надо молиться, и Господь даст решение этой проблеме — не всегда сию минуту, возможно, в будущем. Кто знает? О преодолении раскола следуетмолиться всей Церкви.
— Отче, нам известно, что вы специалист в вопросах современных технологий, в частности интернет. А интернет в настоящее время является некоторым искушением. Например, монашество — это уход от мира, а интернет предоставляет этот мир монаху. Как можно совместить интернет, работу в интернете и монашество?
— Да, это очень серьезный вопрос. Я не монах. У меня двое детей. Для монахов интернет — это действительно проблема. Они дают обет, что будут вне мира, но в то же время пребывают в миру. И им приходится делать правильный выбор. Для монаха очень важно быть в более тесных отношениях с монастырем, с духовником или с епископом, с духовной жизнью обители.
Иная ситуация с мирянами, но я думаю, что есть аналогии. Мне приходится быть осторожным с интернетом, потому что он как наркотик — вызывает зависимость.
— Может, это искушение?
— Не совсем. Искушение может приходить через интернет, но оно отличается от зависимости. У вас может быть зависимость от того, что не грешно. Например, если вы просыпаетесь и читаете электронную почту, это не грех. Но в то же время это зависимость. И вы должны упражнять себя в борьбе со своими зависимостями.
Очень важно иметь духовника (монаха или женатого священника) и посоветоваться с ним. Конечно, если вы монах, то у вас другие обязанности. У меня есть только одна забота — пожелания моей жены)). Я не хочу много путешествовать, несмотря на то, что это моя профессия — путешествовать по миру и преподавать, проводить различные проекты. Но иногда моя жена говорит: «Как насчет этого?» Прилагаю усилия, чтобы сказать «хорошо». Я должен следовать желаниям моей жены, что аналогично монашескому послушанию.
Уточню, что зависимость отличается от искушения, потому что иногда мы чувствуем, что нас искусил дьявол. Но стоит присмотреться — это наша воля, наше желание так сделать, так поступить.
В житиях старцев есть история об одном монахе, который во время Великого поста захотел яиц. Он принес яйцо, но было сложно его сварить, он взял большой ключ, положил на него яйцо и стал готовить на огне свечи. Игумен в это время обходил монастырь и увидел происходящее. Он спросил монаха: «Что ты делаешь?!» Монах был очень удивлен приходом игумена и ответил: «Это не я. Это не моя воля, это сатана мне вложил». В этот момент появился сатана и сказал: «Нет, это не моя идея. Это его, я бы такого не придумал».
Вот в чем разница между искушением и волей человека. Это нужно знать для того, чтобы видеть, что зависимость и искушение — различные вещи. Зависимость — это психологическое явление, но это не искушение как такое.
— Греция пребывает в составе Евросоюза. Сегодня возникла проблема легализации так называемых однополых браков. Реакция Греческой Православной Церкви?
— У нас есть разные мнения. Иногда мы, православные, ссылаемся на разные стихи Нового Завета. Зачастую мы утрируем проблему гомосексуализма. Не говорим о том, что значит быть мужчиной, о проблеме супружеских обязанностей, но акцентируем проблему гомосексуализма. Апостол Павел говорит: «Ни блудники… ни мужеложники… Царства Божия не наследуют», упоминая также многие другие грехи. К примеру, люди изменяют, блудят. И ничего. А это проблема.
Гомосексуализм — это проблема не Церкви, а общества. Грехов много. Но следует жить Церковью, учением Иисуса Христа, избегая всех грехов.