Начнём с того, что есть два подхода к вопросу — фактический и предпосылочный. Первый обращён к началу боевых действий, второй — к возникновению предпосылок, после которых война стала неизбежной, как победа коммунизма.
В поисках «красной кнопки»
Должно же было появиться какое-то политическое решение, после которого война была уже неизбежна?
Четверть века назад очень популярной была точка зрения писателя Виктора Суворова (английского разведчика Владимира Резуна), в соответствии с которой войну целенаправленно готовил Иосиф Сталин. Он якобы подготовил фашистский переворот в Германии и, заключив пакт о ненападении, дал Гитлеру возможность напасть на Польшу.
Концепция эта, главным источником которой являлась нота Имперского министерства иностранных дел советскому правительству от 22 июня 1941 года, неоднократно опровергалась, и повторять все тезисы не хочется. Главная проблема — отсутствие подтверждений хоть одной из идей Суворова.
Вот, например, классический момент — Суворов утверждает, что решение о начале войны было принято на заседании Политбюро 19 августа 1939 года. Дискуссии относительно содержания выступления Сталина на этом собрании ведутся по сей день (сам текст, точнее франкоязычный его конспект, найден сторонницей версии Суворова Татьяной Бушуевой, но признаётся подлинным не всеми), но можно с уверенностью говорить — оно было посвящено политологическому анализу ситуации в Европе и действиям СССР в условиях уже начинающейся войны.
Мнение о том, что начала войны было предопределено подписанием советско-германского пакта о ненападении 23 августа 1939 года, не является актуальным просто потому, что СССР был последней страной, которая подписала с гитлеровской Германией такой пакт. Если уж подсчитывать такие документы, то начинать, пожалуй, нужно с англо-германского военно-морского соглашения, заключённого 18 июня 1935 года. Самим фактом заключения такого соглашения Великобритания признала разрыв Версальского договора и право Германии на ремилитаризацию. Без этого решения война уж точно была бы невозможна, хотя счесть это соглашение «красной кнопкой», неминуемо вызывающей войну, было бы преувеличением.
Не было таких решений и позже.
Например, в августе 1939 года в Москве проходили переговоры с английской и французской военными миссиями о совместном предотвращении агрессии. Если бы соглашения достичь удалось, война бы не началась (по крайней мере, не началась бы 1 сентября). Однако, главы западных делегаций не имели полномочий что-либо подписывать (это к вопросу о том, были ли Англия и Франция заинтересованы в предотвращении войны). Последнее заседание в ходе этих переговоров прошло 21 августа…
Стоило бы также вспомнить Мюнхенское соглашение от 30 сентября 1938 года, которое, фактически, означало первый раздел Чехословакии. Советские историки ничуть не противоречили истине, утверждая, что это был один из сигналов Германии, что воевать можно. Но и тут, опять же, пресловутой «кнопки» нет. Это только разрешение, но Германия могла им не воспользоваться.
Скорее всего, её нет вообще. «Кнопкой» могло быть только непосредственное решение о начале боевых действий и/или об объявлении войны. Самое ужасное в Мировой войне то, что её никто целенаправленно, именно в качестве мировой войны, не начинал. Она просто сложилась сама по себе…
Если уж говорить о предпосылках большой войны в Европе, то документально они были оформлены Версальским договором 28 июня 1919 года. Уже тогда французский маршал Фердинанд Фош сказал: «Это не мир, это перемирие лет на двадцать». Как в воду глядел…
Фактическое начало
Не так давно Пётр Порошенко потряс граждан Украины фантастическим открытием — оказывается, для украинцев Вторая мировая началась в марте 1939 года. 15 марта 1939 года Венгрия действительно напала на Карпатскую Украину, и уже 16 марта она прекратила существование. Глупость, конечно, но, может, что-то в этом есть?
Итак, 1 сентября 1939 года. Что произошло в этот день?
В этот день Германия напала на Польшу. Однако само по себе это событие началом мировой войны ни в коей мере не было. Это был мелкий конфликт между двумя европейскими странами. Странами крупными, но, например, наполеоновские войны, в которые была втянута вся Европа, «мировыми» не считались.
Значит, надо искать какие-то другие сроки — или до того, когда было ещё более начальное начало, или после того — когда война стала действительно мировой.
Если искать корни до того, то в Европе до 1 сентября именно войн всё же не было. Была гражданская война в Испании, и были военные операции, осуществлявшиеся без сопротивления противника. Кстати, сам факт осуществления таких операций был очень важен.
Вот, например, оккупация демилитаризованной Рейнской зоны в марте 1936 года. Если бы тогда Франция и Англия… Впрочем, к этому времени уже было подписано упомянутое выше морское соглашение.
Следующими такими моментами были аншлюс Австрии (точнее — оккупация её территории в марте 1938 года) и второй раздел Чехословакии в марте 1939 года (Чехия была присоединена к Германии, Словакия получила независимость, Закарпатье отошло Венгрии, а Тешинская Силезия была захвачена Польшей). Вмешательство Англии и Франции поставило бы под вопрос если не продолжение, то направление и сроки дальнейшей гитлеровской агрессии.
Кстати говоря, военные действия шли ведь не только в Европе. С сентября 1931 года вялотекущая война шла в Китае, а 7 июня 1937 года война между Японией и Китаем стала полномасштабной. Интересно, что закончилась она не 2, а 9 сентября 1945 года… По количеству вовлечённых в конфликт людей она не уступала войне в Европе.
«Я календарь переверну…»
Собственно, вариантов остаётся не так уж много.
1 сентября было началом локального конфликта. Даже при том, что Польша была связана договорами о взаимопомощи с Англией и Францией, не было никаких гарантий, что её не постигнет судьба Чехословакии. Западные демократии показали себя, мягко говоря, ненадёжными союзниками и никудышными гарантами (Виктор Янукович явно плохо учился в школе).
Кстати говоря, даже после того, как 3 сентября Англия и Франция объявили-таки войну Германии, их продолжали обвинять в том, что они её предали.
Это не совсем так. Разведка союзников не смогла вскрыть систему обороны Германии на западном направлении. Они считали, что столкнутся с мощными укреплениями «Линии Зигфрида» насыщенными войсками. Потому активные действия предполагалось начать после расконсервации французской осадной артиллерии, которая была завершена к 17 сентября…
В общем, датой начала Второй мировой смело можно считать 3 сентября, когда в войну вступила Британская империя, над которой никогда не заходило солнце.
Впрочем, окончательно мировой война стала всё же 11 декабря 1941 года, когда Германия объявила войну США. Правда, это было уже завершение конфигурации мирового противостояния, потому что Англия в противостояние на Дальнем Востоке ввязалась уже 8 декабря, объединив тем самым тихоокеанский и европейский театры военных действий.