Воды все меньше, и ее никто не выпил — просто Украина, через которую протекает верхние две трети реки и из-за которой у соседей проблемы, считает, что Днестр — это исключительно ее собственность.
Ты помнишь, как все начиналось?
Уже тогда молдавские экологи начали бить в колокола, пытаясь вразумить украинских коллег: если в горной части русла Днестра строительство ГЭС не означает ничего страшного, то на равнине могло привести к катастрофическим последствиям. Главное — резкое обмеление нижней части реки, протекающей по центральной и южной части Молдавии.
Тогда никто на эти предостережения не обратил внимания, а в итоге к 2019 году все так и произошло. В Кишиневе утверждают: проблемы Днестра связаны с тем, что украинцы монопольно управляют колоссальным гидроузлом, расположенным в верховьях реки.
«Мы подошли близко к катастрофе. Сегодня река демонстрирует «низкие показатели». Наши специалисты находятся в состоянии тревожного ожидания, хотя весной ситуация должна быть стабильной, ведь в это время года тает снег», — поделился со СМИ советник президента Молдавии Корнелиу Попович.
За казенным выражением «низкие показатели» скрываются настоящие отдельные трагедии, перерастающие в одну большую — государственную.
1. Невозможность судоходства из-за опасности сесть на мель — до смешного доходит: прошлым летом у некоторых населенных пунктов по песчаным отмелям можно было перейти Днестр вброд. А в июле прошлого года неподалеку от молдавского села Кошница ширина реки была всего чуть более метра!
2. Из-за усыхания Днестра значительно пострадали животные и растения. Весной воды должно быть много, она должна растекаться по долинам. Так появляются места для нереста рыбы.
«В последние годы нерестилищ не образуется. Это приводит к снижению популяции рыбы. Страдает и растительность, которая на определенной территории имеет свою специфику. Значит, не хватает корма для животных. То есть флора и фауна страдают от отсутствия воды», — рассказывает молдавский эколог Владимир Гараба.
3. Прибавьте сюда опасность остаться без питьевой воды более чем 20 населенным пунктам Молдавии, Румынии, Приднестровья и части самой Украины (по самым скромным подсчетам, это более 10 миллионов человек) — и вы ощутите масштаб возможной трагедии.
Если бы он полноценно соблюдался, то многих проблем можно было бы избежать, поскольку 26-я статья договора предусматривает создание двусторонней комиссии, в рамках которой должны решаться вопросы использования воды. Но практически все пункты этого договора Украина игнорировала. Злые языки утверждают, что он и нужен был ей исключительно для того, чтобы получить в аренду 19,22 га молдавской земли, построить там дамбы и поднять уровень буферного водохранилища на ГАЭС. Молдаване, видя лишь формальное соблюдение договора, до сегодняшнего дня этому яростно сопротивлялись.
Киев нажал на тормоза
Но внезапно в этой отлаженной схеме двустороннего бодания произошел неожиданный перелом. Буквально на прошлой неделе госсекретарь по охране окружающей среды и природных ресурсов Молдавии Валентина Цапиш провела экстренную пресс-конференцию по итогам встречи молдавско-украинской комиссии по устойчивому использованию и охране бассейна Днестра.
«Украина приостановит любые работы по строительству каскадных гидроэлектростанций на реке Днестр до проведения оценки влияния на экологическую составляющую в трансграничном контексте. Об этом сообщили представители ГП «Укргидроэнерго», и данное решение запротоколировано и подписано сопредседателями комиссии. Вместе с тем украинская сторона обязалась представить молдавской стороне документацию, касающуюся Днестровского гидротехнического узла», — рассказала Валентина Цапиш.
По ее словам, все проблемы, связанные с правилами использования гидротехнического узла и охраны реки Днестр, будут координироваться рабочей группой, задача которой — найти компромиссы между сторонами.
Естественно, молдавские экологи принялись гадать: с чего это такая покладистость со стороны Украины? И, принимая поздравления, очень осторожны.
«Друзья, вам же не нужно объяснять разницу между «отложила» и «отказалась от…». Всё ещё впереди! Я считаю это решение дипломатическим, направленным на облегчение подписания соглашения о функционировании Днестровского гидроэнергоузла, которое нужно украинским гидроэнергетикам, а не нам», — прокомментировал почти сенсационную новость директор международной ассоциации Eco-Tiras Илья Тромбицкий.