События эти начались еще в июне, когда в день Святой Троицы радикалы и представители Украинской греко-католической церкви захватили старинный Благовещенский храм. Сегодня ситуация только усугубилась. События последних дней в Коломые показывают, что напряженность может перерасти в серьезное по своим последствиям противостояние религиозных общин.
Ukraina.ru побеседовала с главой Синодального информационного отдела УПЦ владыкой Климентом.
— Уже около 20 лет конфликта между православными и греко-католиками в этом регионе в активной фазе не было, и тут внезапно так называемые капелланы униатской церкви решили отобрать храм, которым православные пользовались многие годы. Это все было без суда и следствия, безо всяких документов. Более того, суд Украины вынес решение, согласно которому вмешательство полиции и органов местной власти в этот процесс было незаконным, опечатывание храма было незаконным. То есть суд был на стороне Украинской православной церкви.
Несмотря на это, для того, чтобы не допустить возврата храма законным владельцам, униаты привезли молодчиков, представителей радикальных группировок для того, чтобы силой не пустить верующих в храм. Православных верующих били ногами, обзывали, выталкивали из храма — это все зафиксировано на видео. И никаких действий ни прокуратура, ни полиция не предприняла.
— Как вы можете прокомментировать слова одного из этих капелланов Михаила Дзюбы, который заявил буквально следующее: «Мы свершили это в Коломые и свершим на территории Галичины и Закарпатья»? Неужели насилие со стороны греко-католиков распространится и дальше?
— Думаю, эти заявления должен комментировать не я, а Служба безопасности Украины. Если такие слова останутся без реакции со стороны тех органов, которые уполномочены поддерживать порядок, значит, у нас на Украине закона нет и у кого автомат, у того и закон.
— Почему именно сейчас греко-католики после десятилетий мира начали враждебные действия против православных? Откуда такая агрессия?
— Наверное, на это повлиял ряд факторов. Но, несмотря на все заявления представителей верховной власти униатской церкви, на местах, как сейчас в Коломыйской епархии, периодически говорится, что они намереваются отбирать все храмы, которые считают своими — причем не только у православной церкви, но и у римо-католиков.
То есть, провоцируется передел церковной собственности, делаются попытки разжечь огонь религиозной конфронтации, как это было в начале 90-х годов прошлого века, когда около 900 храмов были объектами борьбы. И это все происходило с применением физической силы, с угрозами, нарушениями законодательства.
— Вы считаете, что сейчас события лихих 90-х могут повториться?
— Если внимательно следить за заявлениями униатов, то они хотят как раз возрождения той ситуации, которая была в 90-х годах.
— Сейчас в стране очень вооруженных людей и нелегального оружия. Может ли конфликт получиться масштабнее, чем 25 лет назад?
— Сейчас едва ли проходит неделя, чтобы не было в средствах массовой информации сообщений о преступлениях, связанных с применением огнестрельного оружия. Если те, кто называет себя капелланами, а на самом деле непонятно кем являются, и представители современных бандформирований свободно разгуливают по улицам и угрожают верующим автоматами, нет никакой гарантии, что у них в голове что-то не переклинит и они не начнут добиваться своего с помощью стрельбы. И не только из того оружия, которое они показывают. Ведь совершенно непонятно, что у них там еще есть в запасниках.