Всего через неделю после возвращения на Украину он заявил, что не имеет никакого желания организовать новую революцию, а его команда будет добиваться от украинских властей выполнения своих требований — создания антикоррупционных судов, отмены депутатской неприкосновенности, принятия нового избирательного закона. То есть, все исключительно чинно и благородно, в правовом поле.
Однако вскоре Саакашвили резко сменил риторику и призвал своих сторонников выйти 17 октября на массовые акции протестов у здания Верховной Рады.
С раннего утра в центр украинской столицы были стянуты 3500 нацгвардейцев и полицейских. Улицы Грушевского, Институтская, Липская, Лютеранская, Круглоуниверситетская, Городецкого, Шелковичная и Крепостной переулок были закрыты для движения. Как сообщил депутат парламента от БПП Мустафа Найем, весь правительственный квартал оцеплен щитами, а здание Верховной Рады окружено двойной цепью правоохранителей.
Неподалеку от места протестов, в Марииинском парке, обнаружили изготовившуюся к стрельбе артиллерию. Впрочем, первый артобстрел инициировали сторонники Саакашвили, которые забросали яйцами заместителя главы фракции БПП Алексея Гончаренко. Точным попаданиям сопутствовали крики «мудак» и «губошлёп».
Ситуацию вокруг этих протестов специально для Ukraina.ru прокомментировал директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
— Пока что мы видим, что гора родила мышь — как я ранее и прогнозировал. Мы констатируем, что оппозиция разделена. Причем, разделена ментально — она имеет разные цели, разделена технологически — имеет разные возможности. Внутри оппозиции обосновались тролли и коллаборанты с властью, по-другому и не скажешь. Действия оппозиции сегодня привели лишь к тому, что мяч оказался у президента и он начал пытаться забивать политические голы. В частности, в ситуации с депутатской неприкосновенностью, коррупционным судом или выборами.
В то же время обращает на себя внимание то, что власть крайне боится любых протестов — это очень заметно — даже самых незначительных. И те беспрецедентные меры безопасности, которые были приняты сегодня в Киеве, когда сотрудников правоохранительных органов было раз в пять больше, чем митингующих — это как раз и есть демонстрация огромного страха нынешней власти.
— Могут ли эти протесты развиться во что-то большее?
— В нынешнем формате — нет. Их набор месседжей лишь дезориентирует украинцев, которые симпатизируют оппозиции. Месседжей должно быть 1-2, не больше.
Оппозиции необходимо искать пути объединения. И не только оппозиции прозападной, но и провосточной. Прессинг на них со стороны президента только усиливается. Порошенко намерен их додавливать в преддверии выборов.