Севастополь всегда занимал особое местоположение в истории, патриотическом воспитании и даже территориальном устройстве Советского Союза. В последнее время этот статус города не только возвращён, но даже усилен. Сакральным местом Русской цивилизации — «Русской Меккой» — назвал Севастополь Владимир Путин, подчёркивая, что именно отсюда, из древнего Херсонеса началось крещение Руси. «Патриотической столицей России» в своей недавней программной статье видит родной город один севастополец Алексей Чалый. «Сделать Севастополь третьей, южной, столицей Российской Федерации», — ставит перед собой задачу избранный губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников в большом интервью РИА «Новости».
Задача сверхамбициозная, учитывая, что город-герой последние четверть века находился на периферии внимания киевских властей и за это время успел существенно отстать в развитии инфраструктуры, потерять целые отрасли экономики и квалифицированные кадры. Но задача решаема.
Проблема делится на несколько частей. Первое — восстановление и развитие городской инфраструктуры. Сейчас, по Федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя, в город вкладываются огромные средства. Речь идёт о санации водопроводных, электрических, канализационных сетей, ремонте дорожного покрытия. В процессе проектирования и строительства почти сотня социальных объектов: больницы, детские сады, спортивные площадки и прочее; налаживается регулярный вывоз мусора, постепенно наводится порядок во дворах и подъездах. Планируется к скорому запуску Севастопольская ТЭС — сегодня на строительной площадке в две смены работает более тысячи рабочих и ста единиц техники.

Город готовится к масштабной реконструкции, первым этапом которого должен стать Генеральный план, вокруг которого сегодня кипят нешуточные страсти. Согласно ему Севастополь должен стать современным и удобным для жизни мегаполисом: будет значительно увеличена длина городских набережных на побережье Севастопольской бухты, разбиты новые парки, сделаны необходимые для автомобильного движения пробивки. Много шума наделал показанный по российскому телевидению короткий диалог Президента РФ и губернатора Севастополя, касающийся прокладки транспортного тоннеля под Севастопольской бухтой, предназначенного для удобства транспортного сообщения с северной стороной города. В настоящее время известно, что результаты изыскательских работ на дне бухты и окончательное заключение Главгосэкспертизы должны быть получены до 1 сентября следующего года.

Улучшению транспортной доступности Севастополя призваны также служить современная автострада «Таврида» (Керчь-Симферополь-Севастополь). Ближе к «Тавриде» будет перенесён и городской автовокзал. Плюс аэропорт «Бельбек», окончание строительства гражданского терминала которого намечено до 2020 года (общая стоимость проекта 1,7 миллиарда рублей). Само собой разумеется, после восстановления железнодорожного сообщения Крыма с материком через Керченский мост, оживёт и простаивающий сегодня железнодорожный вокзал. Уже в ближайшие три года по программе государственного субсидирования запланировано закупить 300 единиц городского маршрутного транспорта: 150 троллейбусов и столько же автобусов. 

Киев протестует против выборов губернатора Севастополя
© РИА Новости, Василий Батанов | Перейти в фотобанк

Новые задачи ставят необходимость появления значительного количества профессиональных кадров, на что нацелен сейчас реформируемый и со следующего года серьёзно увеличивающий набор студентов (в том числе, и из Украины) Севастопольский государственный университет. Сюда же, в потенциальную южную столицу, охотно подтягиваются квалифицированные кадры «с материка».
Проблема создания рабочих мест — это вопрос возрождения промышленности (судостроения и судоремонта, приборостроения), поощрения экономической активности малого бизнеса и сельскохозяйственного производства, в первую очередь виноделия. Например, недавно известная компания Alma Valley приобрела участок площадью тысяча гектаров в окрестностях Севастополя и объявила об инвестировании в производство около 110-ти миллионов евро. Планируется создание индустриального парка для инвесторов. Директор Корпорации Развития Севастополя Олег Николаев сообщает, что на данный момент в его ведомство поданы заявки на строительство нового крупного торгового центра (общей площадью 30 тыс. кв. и стоимостью 700 млн рублей), парка амурских тигров стоимостью 200 млн рублей (филиал парка «Тайган»), а также 200 млн рублей готов вложить в проект канатной дороги в Балаклаве инвестор из Санкт-Петербурга.

Среди перспективных проектов обсуждается создание современного судостроительного предприятия и коньячного завода, который может дать до 500 млн рублей налогов в бюджет Севастополя. А буквально несколько дней назад в Севастополе был запущен первый химический завод по производству гипохлорита натрия, работающий по итальянским технологиям. Завод «Севхимпром» производит в день 13 тысяч литров гипохлорита натрия, необходимого для очистки воды, дезинфекции медицинских, физкультурно-спортивных и санаторно-курортных комплексов.

Осенний Крым: итоги уходящего сезона
© РИА Новости, Александр Полегенько | Перейти в фотобанк

Поручением Президента РФ местным властям предписывается подготовить документацию на строительство новых и ремонт старых городских театров, предусмотрена реставрация и реконструкция множества знаковых для города объектов истории и культуры, в частности, Национального заповедника «Херсонес Таврический». Существенно повысить туристическую привлекательность Севастополя призван проект реконструкции его исторического пригорода Балаклавы, эскизные проекты которого (авторства известной Студии Артемия Лебедева) сейчас активно обсуждаются общественностью города. Согласно проекту, центром притяжения реконструированной Балаклавы должна стать яхтенная стоянка, рядом с которой предлагается построить общественный комплекс, благоустроить набережную и пляж. Проект является новым фасадом современной и привлекательной черноморской столицы.

Вопрос лишь в том, как энергию слов преобразовать в энергию действий. Сегодня Севастополь получает небывалые преференции и дотации из центрального бюджета РФ. «Ни один субъект РФ в таком объеме, 20-15 млрд в год, таких средств не осваивал, не строил, — отмечает губернатор Дмитрий Овсянников и признает — Конечно, мы в этом смысле не совсем подготовлены». Собственно, от решения проблемы эффективного, своевременного и добросовестного освоения выделенных средств и зависит ответ на вопрос: появится ли у России ещё одна столица — на этот раз южная.