«В истории Украины были такие времена, когда на железнодорожных перевозках страна зарабатывала $2,5 млрд в год. Сейчас же мы топчемся в пределах 300-400 млн, а со временем цифра станет еще меньше. Так, в 2,5 раза упало количество в основном грузоперевозок между Россией и Украиной. Мы России сейчас переплачиваем за использование ее железнодорожных путей — то есть мы их используем больше, чем они — наши», — сказал директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Экономист убежден, что Украина могла бы заработать на Китае. Ведь товарооборот между КНР и Европой растет — китайцы, по его словам, хотят доставлять в Европу порядка 280 млн тонн грузов по «Новому Шелковому Пути». Быстрее возить товары в Европу через Украину в Румынию и дальше в Европу, чем делать крюк Белоруссия-Польша-Румыния.
Однако, общаясь с китайскими бизнесменами, Александр Охрименко подметил, что те не понимают чиновничью чехарду в Украине. В связи с этим Украина проиграла стабильной Белоруссии, которая, по словам эксперта, дала возможность Китаю построить свои производства в приграничных с Европой зонах. Это идеальный вариант, который не был использован Украиной.
Крайне насущным вопросом для «Укрзализныци» также является и устаревший подвижной состав. По состоянию на 1 января 2015 года 99,4% магистральных тепловозов и 72% электровозов отработали установленный нормативный срок службы (20-30 лет). Дефицит грузовых вагонов, приводящий к недополучению валютной выручки от экспорта, в конце 2016 года оценивался в 9 тысяч единиц.
«На сегодняшний день, скажем, зерновые компании покупают себе вагоны для перевозки своего товара. Однако вагонов катастрофически не хватает, что еще полбеды. Локомотивов не хватает — они и не покупаются, и не ремонтируются. Хотя по документам ремонт производился раз десять. Колоссальное количество локомотивов стоит в нерабочем состоянии», — сказал Охрименко.
Говоря о коррупции, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отметил, что глава Мининфраструктуры Владимир Омелян оценивал объемы коррупции на железной дороге в 10-15 млрд гривен в год, которые вымываются из «Укрзализныци» через коррупционные схемы. Теперь вопрос заключается в том, кто сядет на место уволенного Войцеха Балчуна и кто будет контролировать эти схемы.
Так, по словам политолога, за место уволенного Войцеха Бальчуна борются несколько отдельных групп: люди из «Народного Фронта», люди Владимира Омеляна, премьер Владимир Гройсман, люди Порошенко и генпрокурора Юрия Луценко. Есть еще игроки помельче. Каждая из групп если не борется за кресло управляющего, то пытается делегировать своих членов в правление УЗ.
«Увы, но ожидать назначения какого-либо высококвалифицированного профессионала не приходится», — подытожил Бортник.
В 2016 году показатели объемов транзитных перевозок Украины оказался самым низким за последние 20 лет — всего 16,9 млн тонн (по сравнению с 2015 падение на 30%, к 2013 — вдвое). В прошлом году план по транзиту был недовыполнен на 37%. Износ железнодорожной инфраструктуры и высокие тарифы на грузовые перевозки привели к тому, что Украина выпала из масштабного проекта Нового Шелкового пути.
На сайте «Наші гроші» опубликован финансовый план предприятия: планируется уже в этом году сократить пассажирские перевозки — на 4% или на 7,6 млн. человек. Больше всего просядет международный пассажирооборот (14%). Внутренние перевозки сократятся на 2%. Штат сотрудников планируется сократить на 14 тысяч человек. По заявлению и. о. главы правления компании Евгения Кравцова ПАО «Укрзализныця» с 1 октября повысит на 22,5% тариф на грузовые ж/д перевозки.