В 2016 году в России, согласно статистике МВД, вид на жительство получили 188 тысяч граждан иностранных государств. Предположительно половина из них — украинцы, то есть не более 100 тысяч. Для сравнения за тот же 2016 год в Польше ВНЖ дали 513 тысячам украинцев. Разница существенная. Мы решили поговорить с Ларисой Шеслер о том, почему при очевидной политической воле российского руководства помогать русскоязычным украинцам, бюрократическая машина работает в обратном направлении.

Лариса Шеслер — человек, который знает все о процедурах получения разрешений на проживание и гражданства украинцами в России. Все перипетии, бюрократические препоны и политические решения на этот счет изучены ею досконально. Возглавляемая ею организация создана в декабре 2014 года в Москве представителями политэмигрантов, которые вынуждены были покинуть Украину после вооруженного переворота.

Союз политэмигрантов специализируется на защите интересов переселенцев из Украины, в сфере его интересов также — права политзаключенных в украинских тюрьмах и донесение до международных организаций информации о реальной ситуации с защитой прав человека на Украине. 

- 1 сентября вступил в силу закон, который должен упростить получение российского гражданства украинцами. По-вашему, закон выполнил свою задачу?

— К сожалению, я должна разочаровать людей, среди которых есть и мои товарищи, которых этот закон привел в полный восторг. Они считают, что теперь путь к российскому гражданству сильно облегчен. На самом деле кардинально этот закон ничего не изменил. Подтверждение отказа от украинского гражданства касалось только тех, кто собирался получать российское гражданство как носитель русского языка. Для тех, кто получал его другим путем — участвуя в программе переселения или получая разрешение на временное проживание и вид на жительство, оно и раньше не требовалось.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: За полгода более полумиллиона украинцев уехали в Россию

Конечно, для носителей русского языка — это существенное облегчение. Но с другой стороны, самым главным ограничением для этих людей было то обстоятельство, что в соответствии с законом, принятым в 2014 году, такими носителями признавались только люди, чьи ближайшие предки или они сами родились на территории нынешней Российской Федерации. Те же, кто родился в Киеве, Одессе, Харькове и даже Крыму (если они не имели крымской прописки на момент референдума 16 марта 2014 года), а потом переехали в Россию, к этой категории не принадлежат, и поэтому не могут претендовать на получение российского гражданства как носители русского языка. Вот вам простая статистика, говорящая о неэффективности закона «Об упрощенном порядке получения гражданства носителями русского языка», принятого в апреле 2014 года. За три года только 50 тысяч человек, включая выходцев из Средней Азии, Кавказа и прибалтийских стран, получили сертификат о том, что они являются носителями русского языка. Лишь 38 украинцев из тех, кто стал обладателем этого статуса, обрели российское гражданство. Послабление, которое действует с 1 сентября, коснется максимум двух десятков тысяч человек, выходцев из Украины. Это слишком мало, ведь речь идет о судьбах сотен тысяч людей, которые выехали из страны после государственного переворота. Так что я хочу разочаровать всех тех, кто рассчитывал, что этот закон серьезно изменит ситуацию.

- Что в таком случае могло бы изменить ситуацию?

— Возможно, принятие Государственной Думой законопроекта Затулина-Поклонской. Он сейчас находится на рассмотрении. В нем есть положение о том, что в категорию носителей русского языка должны быть включены все граждане, которые родились на территории СССР или Российской империи. Это сразу же откроет путь для получения гражданства, в том числе и выходцам из Украины. Но, к сожалению, я пессимистично смотрю на принятие этого закона.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Русским приготовиться к объединению

- Почему?

— Мне сообщили, что главное правовое управление при администрации президента дало ему негативную оценку. Противники принятия этого закона давят на обывательские опасения, что упрощенная процедура получения гражданства приведет к тому, что в страну хлынут выходцы из Средней Азии. Но эти опасения напрасны. Я, опираясь на свой опыт общения с выходцами из этого региона, могу точно сказать, что только незначительная часть среднеазиатских граждан намерена получить российское гражданство. Большинство — нет. Например, у узбеков и таджиков есть специфические ограничения их внутреннего законодательства. Кроме того, главным критерием в этом законе должно быть то, что человек является именно носителем русского языка. Он должен быть для него родным, первым и основным, а не выученным впоследствии. Для этого создается специальная комиссия, которая определяет, что претендент является русским по культуре, языку, менталитету и так далее, и выдает ему соответствующий сертификат об этом. Я считаю, что это самый правильный путь для укрепления России и ее государственности. Россия обладает 20% всех мировых ресурсов. При этом в ней проживает только 2% населения Земли. В стране должно быть большое население, которое должно хоть как-то соответствовать его большой площади и его огромным ресурсам. В России большая нехватка трудовых ресурсов. Сейчас пойдет спад численности трудоспособного населения, так как в эту категорию входит малочисленное население, рожденное в 90-е годы. На этом фоне эмигранты из Украины, ментально очень близкие, совершенно неотличимые от русских, были бы необычайно полезны для России и ее экономики.

- А вот Польша, например, за последние два года выдала украинцам более миллиона разрешений на работу. Тем самым она компенсирует отток собственных кадров в страны Западной Европы. Почему Россия действует иначе?

— Да, Польша целенаправленно работает над привлечением в свою страну трудолюбивых, легко обучаемых и дисциплинированных украинцев. В 2015 году около 500 тысяч украинцев получили вид на жительство в Польше, а в 2016 году — даже больше. Всего за последние 5 лет около 2 миллионов украинских граждан получили вид на жительство. При этом еще в 2010 году количество таких наших граждан исчислялось только десятками тысяч. То есть налицо — сознательная политика правительства. Мои знакомые, уехавшие на работу в эту страну, говорят, что получить вид на жительство в Польше намного проще, чем разрешение на пребывание в России. Это просто несопоставимо. Например, если в России для получения документов, подтверждающих твое право на проживание, требуется предоставить документы, подтверждающие твою платежеспособность, то в Польше этого не требуют. Ты находишь себе рабочее место, получаешь разрешение на работу, по этому разрешению на работу тебе на весь срок контракта дают вид на жительство. У польских работодателей развязаны руки в смысле приема на работу граждан Украины. При этом хочу отметить, что на 500 тысяч украинцев, которые получили вид на жительство, приходится немало членов их семей, которые приехали к ним просто жить. Есть в Польше и немалое количество работников, которые приезжают без всяких разрешений на сезонные работы. Таким образом, получается, что Польша не только становится тем насосом, который выкачивает для своей экономики трудовые ресурсы из Украины, но и закладывает базис для своего промышленного развития, так как приобретает квалифицированные кадры.

- Кто ответственен за такое положение вещей?

— Это, например, выгодно отдельным бизнесменам. Им нужны гастарбайтеры-мигранты, а не полноценные граждане или резиденты России. Заинтересованы силовые структуры, потому что им кажется, что увеличение населения создаст дополнительные проблемы. На самом деле 1-2 миллиона человек, которые бы хотели сейчас получить российское гражданство, не составили бы проблемы для России, и были бы быстро абсорбированы ею. Мало того, они бы только укрепили ее.