В крымском посёлке Коктебель завершился традиционный фестиваль джазовой музыки, который продолжался с 18 по 20 августа. Перед публикой выступили известные музыканты из России, США, Франции, Швеции, Германии, Бразилии и других стран. И практически сразу же стартует аналогичный фестиваль, почти с тем же названием, однако на территории Украины.

Джазовый фестиваль в крымском Коктебеле приобрёл культовый статус ещё с украинских времён и ныне проходит в юбилейный пятнадцатый раз. У его истоков стоял известный телеведущий, руководитель МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев, и поначалу задача мероприятия была куда скромнее, нежели организация всемирно известного джазового фестиваля: элементарный сбор средств для ремонта дома-музея Максимилиана Волошина. Которые, к слову сказать, были успешно собраны и дом поэта отремонтирован. Ну, а Коктебельский джазовый фестиваль — к тому времени — стал жить уже своей отдельной, самостоятельной жизнью (хотя собранные в результате фестивальной деятельности средства традиционно продолжают поступать на благотворительные цели).

Разумеется, после присоединения Крыма к России ко всем разночтениям прибавилась и судьба известного мероприятия. Украина попыталась организовать свой собственный фестиваль, который, сохраняя известный бренд Koktebel Jazz Festival, сначала проводили в Затоке (Одесская область), а теперь второй раз проводится в городе Черноморске — то есть в переименованном в рамках пресловутой декоммунизации порту Ильичевске, что рядом с Одессой. Перефразируя Остапа Бендера, можно воскликнуть: «Черноморск! там даже до «революции достоинства» любой человек с гитарой считался джазменом, а уж теперь!..».

Но и крымчане просто так не собирались отказываться от популярного фестиваля и продолжили традицию джазовых концертов в Коктебеле, которые получили название Koktebel Jazz Party. Попытки украинской власти проводить «Ялтинские форумы» в Киеве, организовать «Артек» в Закарпатье и тому подобные заменители вызывают на полуострове лишь ироническую улыбку: в самом деле, чем можно заменить Крымские горы и древнюю землю Тавриды?

Следует отметить, что фестивальная площадка в Коктебеле располагается прямо на берегу Черного моря, что даёт многим любопытствующим возможность наблюдать за концертом, даже не заходя на территорию импровизированного зрительного зала под отрытым небом. Зрители располагаются и внутри периметра фестиваля, и на узкой полоске между ним и морем, и на лодках в море. И по мере демократизации формата мероприятия — от элитарных форм джаза к более популярной музыке — зрителей внутри и вне площадки становится всё больше. Сама сцена в этом году была оформлена в конструктивистском стиле, а девизом фестиваля стали переиначенные слова из популярной советской песни композитора Александра Цфасмана, признанного «короля советского джаза»: «На том же месте — тот же джаз».

Показательной особенностью крымского фестиваля является интрига с принимающими в нём участие зарубежными участниками. Это обусловлено возможным давлением на них со стороны недружелюбно настороженной к России иностранной прессы или западных правительств, чтобы приглашённые на фестиваль переменили своё решение и отказались ехать в подсанкционный Крым. И такие случаи, увы, были. Таким образом, кто выйдет на сцену остаётся секретом почти до самого появления артиста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Из Киева в Великий Новгород приехала группа молодых художников

В этом году фестиваль почтили своим присутствием знаменитые джазмены Давид Голощекин, Яков Окунь, Игорь Бриль со своим легендарным ансамблем. Так же выступали финалисты телевизионных шоу «Синяя птица», «Голос. Дети», «Лучше всех»; приехали легендарный джазовый трубач Валерий Пономарев с ансамблем Moscow Jazz Messengers и один из ведущих коллективов Германии Club Des Belugas. Из прочих иностранных участников можно особо отметить обладателя 10 премий «Гремми», пианиста Эдварда Пальмиери, который приехал на фестиваль со своей группой. «Я обязательно приеду сюда в следующем году, — пообещал Пальмиери на встрече с журналистами. — Мы изъездили весь мир. Я хочу сказать, что это место выделяется. Оно очень красивое. И звук замечательный, и инженеры работают прекрасно, и вид, который открывается со сцены — просто великолепный». К слову сказать, иностранных участников зрители приветствовали особенно тепло, поощряя проявленную ими определеную смелость. Хотя, в целом, гостей с Запада становится на полуострове всё больше и их перестают воспринимать как диковинку.

А главный сюрприз ожидал ничего не подозревавших зрителей в последний день фестиваля. По ходу концерта — после ни к чему не обязывающего объявления ведущего, что «сейчас появится новый гость» и «большой любитель музыки» — внезапно прозвучало «но прежде всего Президент России!» На сцену фестиваля быстро вышел Владимир Путин и зал (точнее, по причине отсутствия зала как такого, пляж) взорвался восторженными аплодисментами. «Музыка — это такой язык, это и есть эсперанто, международный язык, который не требует перевода, он объединяет людей», — отметил в своём коротком спиче Президент РФ, сказал несколько тёплых слов в адрес фестиваля и присоединился к слушателям. Музыканты, в свою очередь, порадовали лидера России виртуозными импровизациям на темы когда-то публично исполненных им «Московских окон» и «Blueberry Hill». И чихать они хотели на грозных активистов сайта «Миротворец». Нормальные люди об этом давно не думают.

Похоже, публичная поддержка фестиваля со стороны руководителя российского государства придаст ему новый импульс для дальнейшего развития. Фестиваль выстоял в непростое время, и теперь снова отвоёвывает свои позиции в мире. Странно, что аполитичная джазовая музыка снова — как и во времена Александра Цфасмана — оказалась в центре политических битв. Но этот же опыт прошлого даёт надежду, что сиюминутное политиканство иссякнет, а джаз — никогда.