В пятницу министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил о будущей возможной приватизации и концессии украинских портов.
«Порты в Украине нужно приватизировать, потому каждый год часть государственных портов в перевалке падает. Это объективный фактор, что частные собственники более мобильны и могут предоставить лучше условия», — сказал министр.
По его словам, государственная собственность портов чревата коррупцией, в то время как в частных портах коррупция будет отсутствовать, так как, по мнению Омеляна, «собственник не заинтересован красть». Он уверен, что в нынешнем состоянии порты выводят из госсобственности с помощью разных схем аренды.
«13 морских портов Украины должны быть отданы в концессию, как самые большие, а остальные необходимо продать. Не надо лить слезы за тем, чего нет, потому что они просто раскрадываются. С помощью разных схем аренды фактически выводятся из государственной собственности и бюджет получает копейки», — подытожил Омелян.
Это не первое громкое заявление министра. Однако если его слова по поводу «Укрзализныци» еще можно пропустить мимо ушей — до сих пор идет судебный процесс по поводу того, кто же контролирует компанию — Минифраструкты или Кабмин, то комментарий по поводу портов заслуживает внимания. Хотя бы потому, что Омелян не первый, кто предлагает отдать украинские порты в концессию или для приватизации. С подобными планами ранее выступало еще правительство Арсения Яценюка. Однако и тогда, и сейчас вопрос подвис в воздухе.
Проблемы с концессией и приватизацией
Вопрос о приватизации и концессии украинских портов появился на повестке дня не сегодня. Еще во времена президента Виктора Януковича власть попыталась урегулировать этот вопрос. Именно в 2013 году был принят закон Украины «О морских портах», регулирующий вопросы концессии и приватизации инфраструктуры портов.
Тогда же украинские СМИ писали о непростых отношениях власти с крупными олигархами, которые пытались подмять под себя основные порты Украины. В итоге порты так и не были приватизированы или отданы в концессию. В принятом законе содержалась оговорка о недопустимости концессии стратегических объектов портовой инфраструктуры, да и для того, чтобы закон начал полноценно работать нужно было внести изменения в другие законы, в том числе закон «Об аренде», и выставить порты на продажу. Для этого также нужно было изменить закон Украины «О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации», выведя оттуда порты. Однако у Януковича это сделать не удалось.
После смены власти на Украине от идеи приватизации и концессии портов не отказались. В 2015 году тогда еще соратник президента Украины Петра Порошенко и глава Одесской областной государственной администрации Михаил Саакашвили заявлял: порты нужно отдать в частные руки.
«У нас говорят: не будем продавать порты. Но реально там все давно уже продано», — отмечал Саакашвили.
По его словам, порты были государственными, на деле же прибыль от их использования «шла в карман».
«А мы будем себя успокаивать, что у нас есть государственная собственность. Нет никакой государственной собственности, есть обычный бандитизм и грабеж», — горячился тогда еще одесский губернатор Саакашвили.
Аналогичной точки зрения придерживались и в правительстве Арсения Яценюка. В 2015 году Кабмин одобрил приватизацию портов после исключения их из закона Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации».
Тогда, несмотря на то, что и у Порошенко, и у Яценюка были за приватизацию портов и других инфраструктурных проектов, решить проблему так и не удалось.
«Парламент в течение года блокирует приватизацию. Я надеюсь, что наконец будет найдена политическая воля для того, чтобы провести прозрачную и публичную приватизацию и уничтожить еще одни анклав коррупции — не только в органах госуправления, а в первую очередь в государственных компаниях», — жаловался Яценюк в сентябре 2015 года.
Несмотря на то, что премьер и президент по сути руководили правящей фракцией, продавить соответствующее решение через Раду не удалось.
При этом приватизация портов продолжала оставаться популярной идеей. Год спустя — в 2016 году президент Украины Петр Порошенко во время визита в Японию предлагал украинские порты зарубежным инвесторам.
Все в том же 2016 году глава Минфраструктуры Владимир Омелян заявлял о том, что после исключения портов из перечня запрещенных к приватизации объектов, принятия закона о концессии, будет проведена оценка портов.
«Мы исходим из той логики, что крупные порты — "Южный", "Ильичевск", "Херсон" пойдут на концессию. Эта модель вначале будет отработана на примере порта "Октябрьск". Все остальные порты, не имеющие стратегического значения, должны быть приватизированы», — рассказывал Омелян.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Правительство Украины решило избавиться от портов
Год спустя он говорит уже о концессии 13 портов — фактически, всех морских портов Украины и приватизации речных портов. Однако «воз и поныне там» — подвижек в деле концессии и приватизации портов нет. И если раньше Мининфраструктуры обещало представить новый проект закона о концессии в 2016 году, то лишь в июле 2017 года на заседании правительства Омелян заявил об окончании работы над законом. При этом разработчики законопроекта выражают робкие надежды на то, что его примут на осенней сессии парламента.
Более того, на тот момент ряд вопросов так и остался неурегулированным.
«Прошу перевести ряд наших морских портов, а именно — «Южный», «Ольвия», «Херсонский», «Черноморск» (бывший «Ильичевск» — ред.), «Измаильский» из объектов приватизации в объекты концессии. Мы отрабатываем этот вопрос совместно с Европейским банком реконструкции и развития», — обращался Омелян к премьер-министру Владимиру Гройсману в июле текущего года.
Гройсман не возражал, а отдал указание доработать вопрос со специалистами.
Почти успешная отрасль
Несмотря на проблемную экономическую ситуацию в мире и на Украине в частности, перевалка в морских портах страны растет.
Так, в первом полугодии 2017 года перевалка грузов в глубоководных портах и Мариуполе выросла на 4,7% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года и составила около 66 млн тонн.
«Основные драйверы роста перевалки — зерно (+19% г/г), уголь (+63% г/г), растительное масло (+30% г/г) и строительные грузы (+66% г/г). Следует отметить, что рост перевалки угля обусловлен как увеличением импорта на 41% г/г до 2,6 млн т, так и транзита (в основном, за счет группы компаний ТИС) на 104% до 1,98 млн т. После аннексии Крыма и начала военных действий на востоке Украины, транзитная перевалка угля растет впервые. Перевалка руды падает второй год подряд. Впервые за последние 10 лет руда сместилась на второе место по объемам портовой перевалки, уступив первое место зерновым», — приводит слова консультанта ЦТС-Консалтинг Андрея Исаева сайт Администрации морских портов Украины.
Что касается речных портов, то им в своем роде повезло. Пристальное внимание на них обратила аграрная компания «Нибулон», которая проводит дноуглубительные работы, а также отметилась рядом PR проектов, один из наиболее громких — пресловутая баржа с арбузами — проект, который «Нибулон» осуществил при помощи USAID, киевского ритейлера и нескольких фермеров Херсонской области. Помимо этого «Нибулон» запускал «ракету» на Кинбурнскую косу. Правда, как свидетельствуют публикации в украинских СМИ, позже график движения «ракеты» существенно сократили — не хватает желающих.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Верните Днепру крылья
В любом случае, Мининфраструктуры борется за порты.
«Министерство инфраструктуры инициирует уменьшение нормативов отчисления государственными унитарными предприятиями и их объединениями части чистой прибыли в Государственный бюджет с 75 до 50 %», — заявлял заместитель министра инфраструктуры Юрий Лавренюк во время встречи с профсоюзами морских и речных портов в начале августа этого года.
В общем, портовая отрасль — одна из немногих отраслей экономики Украины, находящаяся в нормальном положении. В этом, в частности, уверен экс-замминистра инфраструктуры, эксперт по транспорту Александр Кава.
«Я бы не сказал, что у нас с портовой отраслью очень много проблем. Это наиболее простой сегмент из всех видов транспорта… Отрасль развивается. Снижаются объемы транзитных грузов, но это компенсируется экспортом украинской сельхозпродукции», — отмечает Кава в комментарии Ukraina.ru.
По его мнению, сама идея концессии, о которой говорит Омелян, довольно удачна.
«Концессия — это довольно хороший механизм в данной ситуации. Он предполагает, что имущество будет сохраняться в государственной собственности, а концессионеры — строить терминалы и тем самым делать оптимальную модель сотрудничества между государством и частным бизнесом», — отмечает Кава.
Он указывает на тот факт, что приватизация более мелких портов, о которой говорил Омелян, не может нести угрозу Украине.
«У нас на долю четырех основных портов приходится порядка 80% грузооборота. А мелкие порты — это порты, которые находятся в устье Дуная, или порты как Бердянск и Скадовск, где есть проблемы с подходами. Я думаю, что удерживать их в государственной собственности нецелесообразно», — отмечает Кава.
Чем же вызвана заминка со стимулом для одной из находящихся в нормальном состоянии отраслей Украины?
«У нас сложно в нынешней системе разделения сил в парламенте провести какие-то созидательные шаги. Гораздо проще остановить какой-то процесс, чем продвинуть его», — отмечает Кава.
Он уверен, что от концессии и приватизации отрасль выиграет, хотя и не быстрыми темпами. Дело за политиками, которые вот уже который год демонстрируют «черепашьи темпы» в том, что может оживить украинскую экономику.