3 февраля 2015 года группа из 15 сенаторов во главе с республиканцем Робом Портманом и демократом Ричардом Дурбином написали письмо президенту Обаме с призывом «использовать свой авторитет и обеспечить поставки летального оружия Украине». Так, впервые публично и официально была выражена идея поставлять Киеву американское оружие. Эту инициативу активно подхватили глава комитета Сената по Вооружённым Силам Джон Маккейн и республиканец Линдси Грэм, которые до сих пор остаются ее главными лоббистами.
Через несколько дней авторитетная неправительственная организация Atlantic Council, исследовательский центр Институт Брукингса и Чикагский Совет по глобальным вопросам опубликовали доклад «Сохранение независимости Украины, противостояние российской агрессии: что США и НАТО обязаны сделать». Представители этих организаций также призвали президента Барака Обаму оказать Киеву военную помощь, — как летальным, так и нелетальным оружием, — на сумму $3 млрд, чтобы обеспечить современным ВСУ оборонительным оружием для противодействия наступательному оружию России, которая, по версии Запада, воюет в Донбассе. Открытое письмо с такой просьбой подписали видные отставные военные, сотрудники Госдепартамента и Пентагона, в том числе бывшие послы США на Украине Стивен Пайфер и Джон Хербст.
Министр обороны Чак Хейгел, который тогда был «хромой уткой», поскольку ещё в ноябре Обама объявил о его отставке, старался не комментировать этот вопрос, но, по данным источников, выступал против. Кроме того, собеседники издания The New York Times, сообщили, что инициативу не поддерживала такая важная фигура в структуре власти как советник президента по национальной безопасности Сьюзан Райс, хотя готова изменить своё мнение.
Колебания Обамы
Инициатива о поставках украинской армии летального оружия прозвучала через несколько дней после завершения боёв за Донецкий аэропорт и на фоне продолжающегося дебальцевского котла. Обама, хоть и склонялся к мнению, что летальное оружие, скорее, будет эффективным шагом в решении проблем в Донбассе, но на деле был не столь решителен, как его окружение. Оно и понятно — основной груз ответственности за решение, которое может развязать большую войну — на президенте.
«Можем ли мы быть уверены, что летальное вооружение, поставленное на Украину, будет использовано должным образом, не попадет в чужие руки, не приведёт к более агрессивным действиям, которые жители Украины не смогут перенести? И к какой реакции это приведёт, не только со сторон сепаратистов, но и русских?» — заявил Обама после встречи с канцлером ФРГ Ангелой Меркель 10 февраля. А после следующих переговоров в Белом доме 9 марта отказался от поставок летального оружия на Украину.
«Лидеры двух стран обменялись мнениями по этой проблеме и пришли к общему выводу о том, что в настоящее время не следует осуществлять поставки летальных оборонительных вооружений на Украину. Думаю, что нам следует тщательно подумать над тем, не создаст ли это дополнительный элемент в общей ситуации, который станет предлогом или причиной ответной реакции со стороны российского руководства», — заявил посол Германии в США Петер Виттих.
Если в Америке вопрос об оружии для ВСУ расколол общество на два лагеря, то Европа решительно выступала против, о чём заявили, в частности представители правительств Германии, Франции, Венгрии и Дании.
«Есть опасность, что таким образом (поставляя оружие — ред.) мы выведем конфликт на новую фазу, и в конце концов приведём его к тому, что он будет полностью неконтролируемым. В этом случае мы получим длительную эскалацию, возможно, прямое противостояние между Украиной и РФ», — предупредил Франк-Вальтер Штайнмайер, возглавлявший тогда МИД ФРГ.
Однако американские законодатели не соглашались с решением Обамы. 10 марта комитет Сената по иностранным делам единогласно потребовал от президента послать Киеву летальное оружие, а 23 марта Палата представителей Конгресса приняла резолюцию, призывающую главу государства незамедлительно предоставить Украине системы оборонительного вооружения, чтобы усилить возможность народа Украины защищать свою суверенную территорию. Правда, документ носил рекомендательный характер.
В мае 2016 года бывший министр обороны США Чак Хейгел объяснил, что Белый дом не согласился на летальное вооружение ВСУ, а ограничится только оборонительным, потому что украинская военная инфраструктура неспособна принять современные вооружения: «Если бы мы начали предоставлять современные системы вооружения украинцам, в первую очередь, они просто не смогли бы ими воспользоваться. Во-вторых, это привело бы к эскалации насилия. И тогда возникает вопрос: готовы ли мы воевать против России за Украину?».
Период неопределённости
Вопрос о вооружении Киева был одним из важных пунктов предвыборной кампании обоих кандидатов, причём их позиции были диаметрально противоположны.
«Я думаю, мы должны предоставлять больше финансовой помощи правительству Украины, потому что сейчас они пытаются сделать переход от непрофессиональной, коррумпированной системы к системе, которая действует по мировым правилам. Я думаю, мы должны больше помогать Украине защищать ее границы. Новое снаряжение, больше учений, США и НАТО до сих пор очень неохотно это делали», — говорила демократ Хиллари Клинтон.
Власти Украины, естественно, делали ставку на неё, а не на республиканца Дональда Трампа, который обещал отказаться от действий за рубежом и сократить поддержку третьих стран.
«Меня не беспокоит этот вопрос: если Украина войдет в НАТО — прекрасно, но если не войдет — также прекрасно. <… > Зачем нам эта Украина? Это бессмысленное ярмо в центре Европы, погрязшее в коррупции и экстремизме», — заявлял будущий хозяин Белого дома.
Настойчивый истеблишмент
21 сентября прошлого года Палата представителей американского Конгресса одобрила законопроект «О стабильности и демократии на Украине», предполагающий усиление санкций против России и позволяющий поставлять Украине летальное оружия. Для вступления акта в силу его должны были одобрить Сенат и президент.
В начале декабря, уже после победы Трампа на выборах и до его инаугурации, Конгресс принял бюджет на 2017 год, в котором заложено $350 млн на военную помощь Украине, в том числе на поставки летального оружия. В марте Палата представителей приняла решение о сокращении финансирования для оказания военной помощи Киеву с $350 до $150 млн, запретив Киеву использовать предоставленные средства на вооружение, обучение или иную помощи батальону «Азов».
На сегодняшний день Вашингтон официально предоставляет Киеву военное обмундирование и оборудование, а также американские инструкторы проводят обучение бойцов ВСУ.
При Трампе возможно всё
На протяжении почти полугода Трамп не мог определиться с позицией по украинскому вопросу. Только 7 июля Госдеп назначил Курта Волкера спецпредствителем по Украине, но многие должности во внешнеполитическом ведомстве, ответственные за связи с Киевом, до сих пор вакантны.
18 июля Пол Сельва на слушаниях сенатского комитета, посвящённых его утверждению в должности генерала ВВС США, сказал, что министерство обороны США на межведомственном уровне активно занимается вопросом поставок летального оружия Киеву. При этом он уточнил, что Вашингтон решает вопрос не о том, поставлять властям Украины оружие или нет, а о типе вооружения и объёмах экспорта.
31 июля Волкер в интервью телеканалу BBC подчеркнул, что вопрос о поставках оружия Киеву находится на стадии обсуждения, и решение ещё не принято, но сам поддержал такую перспективу. В то же время политик допустил, что Вашингтон может воздержаться от такого шага, чтобы не «разозлить Россию».
В тот же день в The Wall Street Journal вышла статья, в которой со ссылкой на военные и дипломатические источники сообщается, что Госдеп и Пентагон разработали план снабжения Украины противотанковыми ракетами и прочими вооружениями, а теперь ждут одобрения Белого дома. Не исключено, что речь идёт о системах противовоздушной обороны и одном из самых современных, высокоточных и дорогих в мире вооружении — ракетных комплексах Javelin. Однако американские и украинские политики считают, что не стоит рассчитывать на принятие решения в ближайшее время. Представитель администрации президента США сообщил, что этот вопрос не обсуждали на неделе встречи на высоком уровне в Белом доме, состоявшейся на прошлой неделе.
5 июля помощник президента США по национальной безопасности Герберт Макмастер в интервью американскому телеканалу MSNBC сообщил, что Штаты изучают, какого рода поддержка на самом деле требуется Украине. При этом она должна соответствовать национальным интересам США и общему стремлению сделать так, чтобы «Россия больше не предпринимала дестабилизирующих и агрессивных действий, способных привести к усугублению конфликта».
«Мы предоставляем помощь Украине. Во многом это помощь того рода, которая им требуется для предотвращения дальнейших вторжений на их территорию, для предотвращения любых агрессивных действий, направленных против их страны», — признал он.
«Отправка смертоносного оружия на Украину — это прямой путь к военной эскалации и трансатлантической розни. (Кроме того, этот шаг — ред.) имеет ещё один негативный аспект: она может спровоцировать разрыв между Соединёнными Штатами и их главными европейскими союзниками. Германия и Франция взяли на себя основной груз дипломатических усилий, чтобы найти соответствующее решение для Донбасса, и обе уже давно выступают против отправки смертоносного оружия на Украину, чтобы избежать эскалации конфликта», — говорится в статье The Washington Post «Почему отправка смертоносного оружия Украине станет огромной ошибкой».
Сегодня американское издание Veterans Today сообщило, что поставка летального оружия Киеву уже состоялась, хотя и единственный раз — 8 апреля этого года. Журналисты опубликовали снимок контракта, подписанного 11 ноября прошлого года украинской государственной компанией «Спецтехноэкспорт» и американской компанией AirTronic USA об экспорте 100 ручных противотанковых гранатомётов PSRL-1 на сумму $ 555 тысяч. По имеющейся информации, вооружение получила Нацгвардия, в том числе батальон националистов «Азов».
Решающий момент
В интервью изданию Ukraina.ru эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов отметил, что, в отличие от времён Обамы уровень поддержки идеи о вооружении Киева гораздо выше, в частности, по имеющейся информации, Госдеп и Пентагон выступают за. При этом в Донбассе наблюдается сокращение количества зарегистрированных взрывов по сравнению с зимним обострением под Авдеевкой и тем более с боями за Дебальцево.
«Складывается впечатление, что согласованно действуют и Госдеп, и Пентагон, и советник по национальной безопасности, учитывая неоднородность администрации Трампа и внутренние разногласия. Складывается представление, что заявления о поставках оружия озвучены накануне визита Волкера в Россию для встречи с Сурковым, на которой, вероятно, будет предъявлен ультиматум: либо Москва соглашается на американские условия, либо Киев получит американское вооружение», — сказал политолог.
Он отметил, что при Обаме дело не доходило до плана поставок оружия: была идея, которая витала в воздухе, которую якобы поддерживали в определённый момент некоторые члены администрации. После подписания Минских соглашений в феврале 2015 года эта тема исчезла и осталась достоянием только таких деятелей, как Маккейн.
«Хотя из предвыборной программы Трампа вычеркнули пункт о поставках оружия Киеву, сейчас президент США не является полностью свободным политиком и ему приходится противостоять оппонентам. В таком случае продажа оружия Киеву ещё и с пользой для американского бюджета станет веским доказательством, что он не «агент Кремля», поэтому возможность поставок велика», — заявил Попов.
Таким образом, если Трамп и решится удовлетворить желание киевских властей, которого так настойчиво избегал «друг Украины» Обама, то оно будет очередной попыткой снизить градус внутриполитического напряжения и избежать импичмента, о котором всё чаще говорят в Вашингтоне. Как показали результаты переговоров с Петром Порошенко, Трамп действует исключительно в соответствии с тезисом «Сделать Америку великой снова»: за счёт поставок угля на Украину он хочет отблагодарить избирателей «железного пояса» и выполнить своё предвыборное обещание сократить уровень безработицы, что ему уже частично удалось — аз полгода создан 1 млн новых рабочих мест.